Один из главных религиозных буддийских праздников Зула Хурал, или Праздник тысячи лампад (от монгольского зул – светильник, лампада, хурал – богослужение) отмечается в 25‑й день первого зимнего месяца по лунному календарю.
В буддизме это день памяти о кончине (о дне ухода в Нирвану) основателя тибетской школы Гелука (Geluk school) – реформатора и философа Дже Цонкапы (Je Tsongkhapa, 1357–1419). Его имя переводится как «Человек из луковой долины» (The Man from Onion Valley).
Школа Гелука, к которой принадлежит большинство буддистов России, относится к буддизму Махаяны («Большой колесницы»), ставящей во главу учения деятельность во благо всех живых существ.
Лама Цонкапа почитается в Тибете как второй Будда, а два его сочинения – «Ламрим» (посвященное общему пути Махаяны) и «Нагрим» (посвященное пути Тайной Мантры) – охватывают духовную практику буддизма во всем его объеме. Сам Цонкапа в конце жизни просил будущих учеников не печалиться, что они не встретились с ним лично, а прочесть два упомянутых труда, что будет равноценно личной встрече.
Четыре главных деяния Цонкапы связаны с основанием школы Гелука:
– реставрация и переосвящение изображения Будды грядущего Майтреи (в буддийской мифологии – будда грядущего мирового порядка как знак тысячелетнего существования новой школы;
– возвращение к строгому монашескому уставу буддийской общины первых веков, который был принят на общем Соборе при участии представителей всех буддийских школ Тибета;
– учреждение праздника Монлам чхенмо (15 чудес Будды, что способствовало единению народа и новой школы;
– строительство монастыря Галдан, или «земли Тушита», где обитает Майтрея, и возведение в этом монастыре магической диаграммы – мандалы с изображением божеств-хранителей (идамов) Сангдуй, Демчхог и Дорчжеджигчжед.
Созданная Цонкапой школа Гелука стала наиболее влиятельной из всех школ Тибета. Глава школы, он же и настоятель ее главного монастыря (Галдан), носит титул гьялва (тиб. – «победитель») и считается воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары.
С середины 17 века школа Гелука утвердилась в Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве и Китае в качестве придворной буддийской школы императорского двора.
Во время праздника Зула Хурал миряне приносят в храмы тысячи подношений Учителю. Как правило, это молоко, чай, сладости и масло для лампад, символизирующих учение буддизма.
В день памяти Цонкапы в знак скорби принято есть особую кашу, которая варится из кусочков теста.
С наступлением темноты внутри и вокруг храмов зажигают тысячи лампад, которые горят до наступления рассвета. Монахи читают молитвы. В монастырях устраивают торжественные процессии, во время которых люди идут с зажженными факелами и несут скульптурное изображение Цонкапы.
В 2009 году Зула Хурал отмечается 10 декабря.
В честь праздника в Иволгинском дацане – духовной столице буддийской традиционной сангхи (буддийской общины) России, расположенной у подножия хребта Хамар-Дабан в 30 километрах от столицы Бурятии Улан–Удэ, для верующих открыт доступ к нетленному телу хамбо–ламы Даши–Доржо Итигилова.
Тело хамбо-ламы, умершего в 1927 году в позе лотоса во время медитации, было найдено 2002 году в месте захоронения нетленным. С этого времени оно находится в Иволгинском дацане как великая реликвия. Доступ к ней открывается лишь во время главных буддийских праздников. Буддисты считают, что лама продолжает медитацию.