Рейтинг@Mail.ru
Ингмар Бергман умер в счастливом одиночестве - РИА Новости, 07.06.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ингмар Бергман умер в счастливом одиночестве

Читать ria.ru в
О смерти он говорил спокойно: "Ты становишься как свеча, которую задули. Это вселяет в меня поразительное чувство успокоения. Единственное, чего я боюсь, - Бог знает, как я этого боюсь, - это утратить способность создавать что-то живое, трогающее людей".

Ингмар Бергман написал сценарии ко всем своим почти пятидесяти фильмам для кино и телевидения и к семи фильмам, поставленным другими режиссерами. Кроме того, он шестьдесят лет проработал на драматической и оперной сцене, создав более ста двадцати спектаклей. Писал пьесы, снимал документальные фильмы. История кино не знает ничего подобного.

Бергман в своем творчестве утверждает, что каждый человек, сталкиваясь с жестокостью земной жизни, неизменно приходит к утверждению двух незыблемых ценностей - Любви и Творчества.

Получив образование в Стокгольмском университете, в 1940 году Ингмар Бергман начал художественную деятельность. Он работал режиссером в Королевском драматическом театре, затем сценаристом и режиссером в компании Svensk Filmindustri.

Профессионально работать в кино Бергман начал в 1941 году, редактируя сценарии. Однако вскоре он написал собственный сценарий под названием "Травля", который был экранизирован в 1944 году. Позднее Бергман начал снимать и собственные фильмы. Мировое признание получили его режиссёрские работы 50-60-х годов - "Земляничная поляна", "Седьмая печать", "Улыбки летней ночи», "Молчание" - эти фильмы принесли Ингмару Бергману известность и уважение профессионалов.

Ингмар Бергман не расставался с театром, ставил пьесы Шекспира, Ибсена, Чехова, Стриндберга. Основные темы творчества Ингмара Бергмана это человек, оказавшийся в пустоте, и поиски любви.

"На мой взгляд, для художника большое счастье - работать анонимно. Но, когда такую большую роль играют средства массовой информации, - не получается. Для меня было бы лучше, если бы я был неизвестен", - говорил Бергман.

Режиссер, по его собственному признанию, "очень часто женился", но при этом мало что мог вспомнить из своей частной жизни. "Если быть совершенно откровенным, чтобы вспомнить, когда произошло какое-то событие, я призываю на помощь фильмы или спектакли. Я не помню, когда родились мои дети, сколько им лет", - признавался он.

30 января 1976 года Ингмара Бергмана прямо с театральной репетиции увезли на допрос в полицию в связи с уклонением от уплаты налогов. Позднее он был полностью оправдан. "Было много политических предательств. Кажется, это началось, когда к власти пришла политическая номенклатура. Выходцы из академических кругов потеряли контакт со страной, который был у первых социал-демократов. Я был верным социал-демократом, пока не понял, что они пытаются меня прикончить - этой историей с налогами, - вспоминал Бергман. - Я стал жертвой обстоятельств. После скандала с налогами я три недели провел в сумасшедшем доме. Я тогда желал только одного - спрыгнуть с балкона. Но, правда, понимал, что это плохой выход. А потом все эти сильнодействующие препараты, которые избавили меня от мук, от страдания, постепенно изменили мою личность. Я больше не узнавал себя. Я был послушным, читал книжки, много спал, я бродил по коридорам, разговаривал с другими сумасшедшими".

Бергмана, по его словам, "спасла агрессивность". Он разозлился и решил покинуть Швецию. Но жизнь без Родины оказалась очень сложной.

"Я прожил восемь лет за границей и совсем не работал. И мне не хватало не только родного языка, но и кустов сирени, то есть Швеции", - признавался режиссер.

После смерти супруги Ингрид в 1995 году Бергман впал в тяжелейшую депрессию: "Мы прожили вместе двадцать четыре года. Мы были очень близки. И я не могу назвать свое состояние иначе как состоянием инвалида. Потеряв ногу или руку, ты продолжаешь испытывать постоянную боль. Но я нашел способ, который позволяет мне как-то жить. Жить строго расписанной жизнью по тщательно составленному плану. Пока Ингрид была жива, она очень хотела, чтобы я не бросал работу. После ее ухода я потерял способность писать. Я часами сидел за письменным столом и мог не написать ни строчки. Прошло ужасно много времени, пока я писал сначала по пять, потом по восемь, по десять страниц в день. Это был адский труд, потому что все заржавело, окаменело".

Последние годы Бергман жил в одиночестве и писал новые сценарии. "Мне трудно общаться с новыми людьми. Я с удовольствием говорю по телефону. Я считаю телефон замечательной вещью. Этот аппарат дает возможность получить радость от общения с добрыми друзьями. Но сейчас я провожу время в одиночестве. В полном. И это мне нравится. Так мне легче переносить мое положение".

Бергман использовал особые ручки с крупным шариком и особые блокноты из желтой линованной бумаги, которые выпускались еще в 1942 году, когда режиссер работал над фильмом "Индустрия". Перед тем, как прекратить выпуск этих блокнотов, фабрике пришлось сделать восемьсот штук специально для Бергмана. "Думаю, до смерти хватит", - говорил он.

Сам Бергман считал себя на съемочной площадке всемогущим, но не забывал, каким трудом это далось: "Я считаю, что быть на работе в хорошем настроении, создавать приятную обстановку, в которой люди делают кино, входит в обязанности режиссера. Когда я был молод, я этого не понимал. И тащил за собой на площадку свою личную жизнь, свое похмелье, свои романы, свои провалы, свои глупости. Бушевал, как не знаю кто. И тем самым создавал очень неприятные тягостные ситуации. Но в то же время существуют так называемые педагогические вспышки. А люди, с которыми тебе приходится работать, как правило, невероятно честолюбивы и невероятно обидчивы. И хотя мы играем в игру, дурачимся, шутим, рассказываем смешные истории, все равно они знают, что это борьба не на жизнь, а на смерть".

О смерти он говорил спокойно: "Ты становишься как свеча, которую задули. Это вселяет в меня поразительное чувство успокоения. Единственное, чего я боюсь, - Бог знает, как я этого боюсь, - это утратить способность создавать что-то живое, трогающее людей".

Это был один из последних мастеров интеллектуального, философского кино, убежден директор Института культурологии, известный киновед Кирилл Разлогов: "Бергман пришел в кино из театра со своими актерами, своими традициями, своей концепцией и завоевал весь мир. Когда кино стали признавать как искусство, Бергман стал его символом. Именно он основал Европейскую киноакадемию и объединил кинематографистов-художников. Ингмар Бергман - фигура уникальная. Это мастер с большой буквы, принадлежащий не только Скандинавии, но всей мировой культуре.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала