Астрономы впервые смогли увидеть момент рождения сверхновой - РИА Новости, 25.07.2008

Астрономы впервые смогли увидеть момент рождения сверхновой

Взрыв, при котором звезда начинает сиять как миллиарды солнц, зафиксировал благодаря счастливому стечению обстоятельств орбитальный телескоп Swift, сообщается в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature.

МОСКВА, 22 мая - РИА Новости. Астрономы впервые смогли увидеть момент рождения сверхновой: взрыв, при котором звезда начинает сиять как миллиарды солнц, зафиксировал благодаря счастливому стечению обстоятельств орбитальный телескоп Swift, сообщается в статье, опубликованной в четверг в журнале Nature.

Астрономы прежде неоднократно наблюдали взрывы сверхновых, но лишь спустя дни или недели после самого момента вспышки, когда их яркость уже значительно снижалась.

"Это открытие дает нам уникальную возможность узнать, как происходит взрыв сверхновой", - говорит соавтор статьи, профессор Пенсильванского университета Дэвид Бэрроуз (David Burrows).

"Мы оказались в правильном месте в правильное время с правильным телескопом и стали свидетелями исторического события", - добавляет Алисия Содерберг (Alicia Soderberg) из Принстонского университета, возглавлявшая исследовательскую группу.

Взрыв сверхновой происходит, когда на массивной звезде, масса которой значительно превышает массу солнца, "выгорает" ядерное горючее, и она под действием собственной гравитации превращается в сверхплотную нейтронную звезду. Этот процесс порождает мощную ударную волну, которая срывает со звезды внешнюю оболочку, в результате чего излучение в момент вспышки по яркости может быть сопоставимо с целой галактикой.

Астрономам впервые удалось наблюдать звезду в последние минуты перед взрывом.

Сверхновая, получившая индекс SN2008D, была замечена 9 января, когда Содерберг и ее коллега по Принстону Эдо Бергер (Edo Berger) с помощью телескопа Swift наблюдали за сверхновой SN2007uy в спиральной галактике NGC 2770, расположенной в созвездии Лиса, в 90 миллионах световых лет от Земли.

Около 9.33 по времени восточного побережья США (17.33 мск) они заметили необыкновенно яркую рентгеновскую вспышку, которая продолжалась около пяти минут. В статье Содерберг и ее коллеги пишут, что эту вспышку породила ударная волна с поверхности взорвавшейся звезды.

"Этот взрыв подобен по своим характеристикам подавляющему большинству взрывов сверхновых - тех, которые не порождают гамма-лучей. Все данные, которые мы собрали начиная с момента появления первичной ударной волны, помогут нам понять, почему некоторые сверхновые порождают гамма-лучи, а некоторые - нет", - говорит Бэрроуз.

После того, как сверхновая SN2008D была замечена телескопом Swift, ее также наблюдали с помощью других телескопов, в том числе с помощью орбитального телескопа "Хаббл", рентгеновского телескопа Chandra.

"Данные, полученные с рентгеновской обсерватории НАСА Chandra, оказались весьма важны для интерпретации данных со спутника Swift", - отмечает Бэрроуз.

Сопоставление этих данных помогло вычислить энергию первоначальной вспышки. Согласно подсчетам, в момент вспышки скорость сброшенной звездой внешней оболочки достигала примерно 70% от скорости света. Ранее наблюдавшаяся наивысшая скорость сброшенной оболочки не превышала 10% от этого показателя.

"Новорожденная" станет ключом к разгадке тайн сверхновых, отмечает Содерберг.