Биологи создали искусственный вирус, блокирующий раковые клетки - РИА Новости, 28.07.2008

Биологи создали искусственный вирус, блокирующий раковые клетки

Большинство раковых заболеваний связаны с генетическими нарушениями в клетках, которые "выключают" механизмы клеточной "смерти", в результате чего клетки начинают неконтролируемо размножаться.

МОСКВА, 2 июн - РИА Новости. Биологи из южнокорейского университета "Йонсе" создали искусственный вирус, который сможет проникать в раковые клетки и доставлять в них противоопухолевые средства - лекарства и гены. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Angewandte Chemie.

Схема искусственного вирусаСуществуют многочисленные способы ликвидировать "поломку", но главная проблема связана с тем, как доставить лекарство в ядро клетки, где и находится ее генетический аппарат: клетки обладают мощными защитными средствами, которые препятствуют проникновению любых чужеродных белков и химических веществ.

Впрочем, вирусы достигли совершенства в искусстве проникновения в клетку, так как они не могут размножаться иначе, как переключив клеточные механизмы на воспроизведение вирусных белков.

Естественные вирусы весьма эффективны в доставке генов в клетки для генетической терапии, однако они могут спровоцировать иммунную реакцию или вызвать рак. Искусственный вирус лишен этих побочных эффектов, но форму и размер искусственных вирусов, от которой зависит их эффективность, очень трудно контролировать.

Команда исследователей под руководством Ли Мен Су использовала новую стратегию, которая позволила им создавать искусственные вирусы определенной формы и размера, говорится в сообщении на сайте журнала.

Корейские биологи использовали в качестве шаблона белковую структуру, похожую на ленту. К ней присоединялись "белковые руки", которые "держали" короткие спирали так называемой интерферирующей РНК. Этот тип РНК играет роль своеобразного ключа - он может "выключать" в клетке гены, к которым подходит. В результате синтез соответствующего белка блокируется, что является многообещающей технологией в генной терапии.

Кроме того, ученые показали, что созданный ими вирус может проникать в ядра раковых клеток, где и находится "сломавшаяся" ДНК.