Обнаружена пригодная для жизни планета рядом с умирающей звездой - РИА Новости, 28.07.2008

Обнаружена пригодная для жизни планета рядом с умирающей звездой

Обнаруженная планета несколько больше Земли, а радиус ее орбиты примерно равен радиусу орбиты Венеры. При этом из-за низкой температуры звезды на этой планете, вероятно, холоднее, чем на Плутоне.

МОСКВА, 3 июн - РИА Новости. У крохотной звезды массой чуть больше одной двадцатой солнечной обнаружена планета, по размерам сопоставимая с Землей, условия на которой допускают существование жизни, сообщила японо-новозеландская астрономическая группа MOA.

Статья, в которой описываются результаты исследования, принята к публикации в Astrophysical Journal.

Группа, созданная астрономами из Новой Зеландии и Японии, занимается поисками случаев так называемого гравитационного микролинзирования. По названию этого эффекта и была названа группа (Microlensing Observations in Astrophysics - MOA).

Гравитационные линзы появляются, если на пути луча от звезды к наблюдателю окажется значительная масса: ее тяготение отклоняет лучи звезды, подобно оптической линзе. В результате вместо одной звезды может наблюдаться несколько, иногда ее блеск усиливается.

Случаи гравитационного линзирования помогают обнаруживать планеты, обращающиеся вокруг других звезд, так как в этом случае на кривой изменения блеска появляются детали, по которым можно судить о параметрах спутников звезды-линзы.

В этом случае астрономы обнаружили самую маленькую звезду из всех, о которых известно, что они обладают планетной системой. Ее масса составляет лишь 6% от массы Солнца, а светит она примерно в миллион раз слабее нашего светила. Из-за малой массы на ней не могут идти ядерные реакции - она принадлежит к классу "умирающих" звезд, так называемых коричневых карликов.

Схема гравитационного микролинзированияОбнаруженная планета, получившая индекс MOA-2007-BLG-192Lb, несколько больше Земли, а радиус ее орбиты примерно равен радиусу орбиты Венеры. При этом из-за низкой температуры звезды на этой планете, вероятно, холоднее, чем на Плутоне.

Тем не менее, положение планеты допускает существование мощной атмосферы и океана на ее поверхности. Если недра новонайденной планеты разогреты из-за присутствия радиоактивных веществ, и океан находится в жидком состоянии, возможно, там существуют условия, пригодные для жизни.

"Наше открытие показывает, что звезды даже самой малой массы могут обладать планетами", - говорит доктор Дэвид Беннетт из университета Нотр-Дам в США, слова которого приводятся в сообщении группы MOA, размещенном на сайте Scoop.

"Прежде планеты не обнаруживали у звезд с массой, меньшей 20% солнечной, но это открытие показывает, что мы можем ожидать находок других маломассивных звезд, обладающих планетами с массой, сопоставимой с земной", - отмечает он.

Открытие стало возможным благодаря новому телескопу, приобретенному на средства японской стороны и размещенном в обсерватории Маунт-Джон университета в новозеландском Кентербери. Это самый мощный в мире телескоп, предназначенный для поиска гравитационных линз.

Телескоп оснащен камерой, которая может одновременно следить на областью неба, размером в 13 раз превышающем площадь полной Луны. Благодаря этому группа МОА обладает уникальными возможностями по обнаружению таких редких событий, как гравитационное микролинзирование.

Доктор Иэн Бонд из новозеландского университета Мэсси отмечает, что телескоп "может одновременно отслеживать более 50 миллионов звезд в поисках такого редкого события, как гравитационное микролинзирование с участием планет".