Ученые успешно провели пучок протонов по БАК в обратном направлении - РИА Новости, 10.09.2008

Ученые успешно провели пучок протонов по БАК в обратном направлении

Ранее в среду пучок протонов был впервые проведен по всему кольцу ускорителя по часовой стрелке. Второй запуск ученые осуществили в обратном направлении.

ЖЕНЕВА, 10 сен - РИА Новости, Даниил Низамутдинов. Ученые Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) успешно провели второй пучок протонов по 27-километровому кольцу Большого адронного коллайдера (БАК) в обратном направлении, передает корреспондент РИА Новости.

Успешное завершение второго теста, который занял около часа, ученые, собравшиеся у пульта управления ускорителем, встретили аплодисментами.

Небольшие проблемы

Запуск в обратном направлении прошел чуть менее гладко, поскольку сначала были небольшие проблемы, связанные с охлаждением магнитов.

"Были небольшие проблемы, но нам удалось их быстро решить, внеся корректировки", - сказал журналистам один из сотрудников ЦЕРНа. Он добавил, что "это абсолютно нормально для такой гигантской машины".

Вместе с тем, руководитель проекта Лин Эванс сказал, что "все прошло гладко".

Протоны циркулируют внутри двух окруженных мощнейшими магнитами "трубы, по которым пучки протонов циркулируют в противоположных направлениях. В местах, где находятся экспериментальные установки, трубы пересекаются, и здесь будут происходить столкновения частиц.

Кольцо коллайдера состоит из восьми секторов. Ученые поочередно проверяли каждый сектор кольца - насколько хорошо мощные магниты фокусируют и удерживают пучок, как работают детекторы, криогенные и другие системы.

Тест проходят на минимальной мощности и без столкновений протонов, они необходимы для окончательной проверки работоспособности систем коллайдера.

Большой адронный коллайдер (от английского сollide - "сталкиваться"), создается с начала 1990-х годов Европейской организацией ядерных исследований (ЦЕРН) при участии нескольких тысяч ученых из 85 стран.

Разогнанные в ускорителе практически до скорости света частицы будут сталкиваться "лоб в лоб" в четырех точках кольца ускорителя с суммарной энергией 14 тераэлектронвольт. Установленные в "местах встречи" детекторы будут фиксировать результаты столкновений - частицы и излучение, изучая которые физики смогут открыть тайны материи.

Идея создания коллайдера впервые возникла еще в 1984 году, а строительство началось в 2001 году. Кольцо БАКа находится в 27-километровом подземном тоннеле другого ускорителя - завершившего работу электрон-позитронного коллайдера LEP. Тоннель проложен на глубине около 100 метров на границе Швейцарии и Франции.

В связи с будущим началом работы ускорителя звучит множество катастрофических предсказаний. В частности, говорится о том, что в коллайдера якобы образуется черная дыра, которая поглотит Землю, появятся капли "странного вещества", и даже возникнут "кротовые норы" в другие измерения.

Однако ученые заверяют, что эксперимент безопасен. Проведенные исследования показывают, что частицы космических лучей имеют энергии, значительно превосходящие энергию коллайдера - природа постоянно "ставит" эксперименты, подобные экспериментам на LHC, но это не привело к катастрофе, говорят ученые.