Белковые "трубки" "прячут" вирус птичьего гриппа от иммунной системы - РИА Новости, 06.11.2008

Белковые "трубки" "прячут" вирус птичьего гриппа от иммунной системы

© Prasad et al. / NatureСтруктура «трубочек», образованных белком NS1, защищающих вирус птичьего гриппа от иммунной реакции
Вирусная РНК вызывает сильную иммунную реакцию организма, в частности, выработку противовирусного вещества интерферона. Однако вирус птичьего гриппа с помощью белка NS1 образовывает маленькие "трубочки", где "прячет" свернутую в двойную спираль молекулу вирусной РНК, что позволяет вирусу "перехитрить" иммунную систему.

МОСКВА, 6 ноя - РИА Новости. Вирус птичьего гриппа опасного для человека штамма H5N1 обладает способностью образовывать тонкие белковые трубочки, в которых он "прячет" части вирусной РНК, не давая иммунной системе распознать вирусную угрозу, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature группой американских биологов из Бэйлоровского медицинского колледжа.

Открытие этого способа "обороны" вируса поможет в создании антивирусных препаратов и борьбе с птичьим гриппом.

"Когда мы подтвердим важность этой информации о структуре вируса, мы сможем создать лекарства, которые блокируют эту способность", - заявил один из авторов исследования, профессор Венкатарам Прасад (Venkataram Prasad), слова которого приводятся в сообщении колледжа.

Вирусная РНК вызывает сильную иммунную реакцию организма, в частности, выработку противовирусного вещества интерферона. Однако, как установили авторы статьи, вирус птичьего гриппа с помощью белка NS1 образовывает маленькие "трубочки", где "прячет" свернутую в двойную спираль молекулу вирусной РНК, что позволяет вирусу "перехитрить" иммунную систему.

Структуру белка NS1 ученые раскрыли с помощью метода рентгеновской кристаллографии, пропуская рентгеновские лучи через кристаллизованный белок.

"Нам необходимы дальнейшие исследования, чтобы выяснить, образуют ли подобные структуры другие разновидности вируса гриппа", - отмечает Прасад.

По данным ВОЗ, с 2003 года вирусом H5N1 было инфицировано 387 человек в 15 странах мира, причем два из трех случаев болезни закончились смертью. Большинство случаев инфицирования происходили при прямом контакте с инфицированными птицами. Последнее сообщение о гибели людей от гриппа птиц поступило в ВОЗ 10 сентября этого года из Индонезии, где жертвами вируса стали двое мужчин 38 и 20 лет.

Общее количество стран, в которых впервые регистрируется заболевания, людей продолжает увеличиваться с восьми в 2005 году до 15 в 2008 году.

Хотя H5N1 сейчас не передается от человека к человеку, но небольшие изменения в геноме вируса могут дать ему эту способность, что может привести к пандемии, сравнимой с эпидемией "испанки" в 1918 году, унесшей жизни миллионов людей.