Деятельность Джона К. Мазера. Справка - РИА Новости, 16.10.2009

Деятельность Джона К. Мазера. Справка

© Фото предоставлено фондом Дмитрия Зимина "Династия"Нобелевский лауреат по физике Джон Мазер
Нобелевский лауреат по физике Джон Мазер

Доктор Джон К. Мазер (John C. Mather) является главным астрофизиком Центра космических полетов Годдард в НАСА (NASA Goddard Space Flight Center), расположенного в штате Мэриленд, а также адъюнкт-профессором по физике университета штата Мэриленд в Колледж Парке. Будучи участником постдокторальной  программы Национального научно-исследовательского Института  космических исследований Годдарда (Нью-Йорк Сити) он возглавлял проект разработки спутниковой программы по исследованию космического реликтового фона Cosmic Background Explorer (74-76), после чего вернулся в центр Годдарда для работы в качестве ученого-исследователя (76-88) и ученого по проектам (88-98), а также главного исследователя по работе на Дальнем инфракрасном абсолютном спектрофотометре (FIRAS) по программе Исследования космического реликтового фона (Cosmic Background Explorer (COBE).

Он и его команда показали, что фоновая реликтовая микроволновая космическая радиация имеет спектр черных тел в диапазоне 50 миллионных долей, что позволило с необычайной точностью подтвердить теорию Большого Взрыва. За эту работу доктор Мазер получил в 2006 году Нобелевскую премию по физике, разделив ее с Джорджем Смутом (George Smoot). Команда по исследованию космического реликтового фона также обнаружила космическую анизотропию (anisotropy), то есть  теплые и холодные точки в фоновой реликтовой радиации, которые в настоящее время считаются первоначальными источниками, которые привели к созданию сегодняшней вселенной. Стивен Хокинг (Steven Hawking)  назвал это самым важным научным открытием века, если вообще не всех времен.

По мнению Нобелевского комитета, «проект по изучению космического реликтового фона (COBE) может также рассматриваться как отправная точка космологии как точной науки». Доктор Мазер - лауреат многих других премий и наград, в том числе он попал в 2007 году в список 100 самых влиятельных людей планеты, составленный журналом  Time.

В настоящее время Мазер является старшим исследователем по проектам (с 95 по настоящее время)  работы с космическим телескопом Джеймс Уэбб (James Webb Space Telescope), запуск которого запланирован на 2014 год. Он придет на смену большому космическому телескопу Хаббл (Hubble Space Telescope).