Ученые впервые сумели определить окрас оперения динозавров - РИА Новости, 28.01.2010

Ученые впервые сумели определить окрас оперения динозавров

МОСКВА, 28 янв - РИА Новости. Палеонтологи сумели доказать, что многие динозавры действительно имели оперение, и впервые определить цвет этих перьев, а также цвет оперения первых доисторических птиц, выделив в нем красно-коричневые, белые и черные тона, сообщается в статье исследователей, опубликованной в сегодняшнем выпуске журнала Nature.

Команда ученых под руководством Макла Бентона (Michael Benton) из Бристольского университета провела многие часы, изучая окаменелости доисторических рептилий и птиц с помощью электронного микроскопа. Такой анализ помог ученым выделить среди прочего и особые внутренние структуры клеток - меланосомы, - несущие на себе пигменты, определяющие окрас современных птиц и животных.

Структура меланосом, отвечающих за тот или иной цвет, уникальна, что и позволило ученым определить окрас ископаемых животных.

Благодаря кропотливому рутинному анализу, ученые смогли достоверно определить, что оперение доисторической птицы синозавроптерикса, окаменелости которой сохранились достаточно хорошо, имело окраску, состоящую из фрагментов черного и буро-коричневого. После этого ученые изучили строение аналогичных клеток у динозавра конфуциусорниса. Этот динозавр обитал в меловом периоде примерно 125 миллионов лет назад одновременно с синозавроптериксом, что и позволило ученым провести прямое сравнение двух типов ископаемых. Клетки, несущие на себе характерные структуры, говорящие об окрасе, ученые нашли в области головы, хребта и хвоста животного, где они были включены в состав окаменелой щетины.

Авторы полагают, что эта щетина представляла собой одну из зачаточных форм оперения, наличие которого у динозавров до сих пор служит предметом дискуссий. Бентон считает, что обнаружение в этих шетинистых образованиях клеточных структур, отвечающих за цвет, подтверждает, что изначально это действительно были перья. В противном случае, если бы обнаруженные пигментные органеллы клетки находились бы в клетках кожи животного, они едва ли сохранились бы до наших дней.

Согласно анализу, проведенному командой Бентона, окрас этих перьев у конфуциусорниса был буро-коричневым, также как и у синозавроптерикса, причем, области бурой окраски перемежались с пятнами белого цвета, где оперение не содержало клеток с меланосомами.

Как и любое другое исследование, работа команды Бентона, впервые показавшей истинный цвет перьев динозавров, вызвала и скептические оценки. Так Алан Федуччия (Alan Feduccia) из Университета Северной Каролины в США, мнение которого приводит Science NOW, полагает, что Бентон слишком поспешил сравнить обнаруженные им меланосомы в окаменелостях динозавра с окаменелостями птицы. На деле, эти органеллы в случае конфуциусорниса могут принадлежать бактериям, жившим на теле умершего животного, или быть все же останками кожи животного, на самом деле перьев не имевшего, считает ученый.