Солнце, Земля и Марс выстроятся в ряд - РИА Новости, 29.01.2010

Солнце, Земля и Марс выстроятся в ряд

© NASAПланета Марс
Планета Марс
Противостояние произойдет примерно в 22.00 мск. Искать Марс на небе на этой неделе нужно в созвездии Рака - между созвездиями Близнецов и Льва.

МОСКВА, 29 янв - РИА Новости. Земля и Марс в пятницу вечером окажутся на одной линии с Солнцем - произойдет так называемое противостояние двух планет, сообщает сайт "Астронет".

В минувшую среду Марс приблизился к Земле на минимальное расстояние за два с лишним года, подойдя к ней на 99 миллионов километров. Если бы орбиты двух планет были точно круговыми и находились в одной плоскости, это событие совпало бы с противостоянием.

О "встрече" Земли и Марса >>

"Так как орбиты не круговые, а эллиптические, и не лежат в одной плоскости, поэтому есть небольшие расхождения. Вчера - минимальное сближение, а завтра мы окажемся на одной линии с Марсом", - пояснил РИА Новости астроном Леонид Еленин, научный сотрудник Института прикладной математики имени Келдыша.

Марс и Земля, двигаясь по своим орбитам, периодически сближаются друг с другом. Время между противостояниями - чуть больше двух лет, и за этот период Земля делает два с лишним оборота, а Марс - чуть больше одного. Каждый раз планеты встречаются в разных точках своих орбит, приближаясь друг к другу на разное расстояние.

Примерно каждые 15-17 лет Земля и Марс проходят мимо друг друга на расстоянии менее 60 миллионов километров, и эти встречи называются "великими противостояниями". Такие противостояния происходят летом, и чем ближе их дата к 28 августа - дню, когда Земля проходит ближе всего к перигелию орбиты Марса, тем ценнее это астрономическое событие для ученых.

Во время самого знаменитого великого противостояния в сентябре 1877 года американский астроном Асаф Холл открыл спутники Марса - Фобос и Деймос, а итальянец Джованни Скиапарелли - знаменитые марсианские каналы, линии, соединяющие темные пятна на поверхности планеты.

Открытие каналов усилило дискуссии на тему наличия на Марсе разумной жизни, а писателя Герберта Уэллса вдохновило на роман "Война миров".

"Величайшее" противостояние Марса случилось 27 августа 2003 года, когда расстояние между планетами достигло 55,7 миллиона километров - минимума за всю историю астрономических наблюдений. Следующее великое противостояние ожидается в 2018 году.