Дефект 16-й хромосомы увеличивает риск ожирения в 50 раз - ученые - РИА Новости, 04.02.2010

Дефект 16-й хромосомы увеличивает риск ожирения в 50 раз - ученые

© Flickr / mrpattersonsirМужчина с избыточным весом
Мужчина с избыточным весом
Примерно у каждого сотого человека, страдающего избыточным весом, отсутствует небольшой участок 16-й хромосомы.

МОСКВА, 4 фев - РИА Новости. Примерно у каждого сотого человека, страдающего избыточным весом, отсутствует небольшой участок 16-й хромосомы, сообщают авторы статьи, опубликованной в четверг в журнале Nature.

Считается, что помимо факторов среды - неправильного питания и отсутствия физических нагрузок - важную роль в объяснении причин ожирения может играть наследственность. Предыдущие исследования выделили около 30 генов, которые могут несущественно увеличивать риск возникновения избыточного веса.

Группа ученых из Великобритании, Франции и Швейцарии под руководством профессора Филиппа Фрогеля (Philippe Froguel), специалиста Национального центра научных исследований во Франции, изучила встречающийся у людей с лишним весом генетический дефект - отсутствие небольшого участка в 16-й хромосоме.

Ученые показали, что у носителей этого дефекта, предположительно подавляющего 30 различных генов, риск развития тяжелой формы ожирения увеличивается в 50 раз.

Первоначально нарушение обнаружили у 31 пациента, каждый из которых жаловался на трудности с обучением в школе и страдал ожирением. Затем ученые, при поддержке десяти европейских исследовательских групп, изучили ДНК 16 тысяч европейцев разного возраста и веса. Среди них нашлось 19 человек, имеющих дефект 16-й хромосомы, и все они имели лишний вес в подростковом возрасте и впоследствии страдали ожирением.

Авторы работы считают, что на этот дефект, встречающийся приблизительно у одного человека из тысячи, приходится около 1% всех случаев ожирения.

Ученые добавляют, что ожирение часто становится осложнением аутизма и шизофрении - болезней, с развитием которых также связывают исследуемый участок хромосомы. Поэтому, по их мнению, между нейропсихиатрическими болезнями и избыточным весом может существовать связь.

В этом же номере Nature опубликована статья другой группы ученых из Великобритании, которые изучали генетические нарушения у 300 пациентов, страдающих от тяжелой формы ожирения. Им удалось обнаружить целый ряд схожих дефектов - отсутствующих участков хромосом, что, по мнению авторов работы, свидетельствует о важности генетического фактора в проблеме избыточного веса.