Ученые обнаружили на Луне 600 млн тонн водяного льда - РИА Новости, 02.03.2010

Ученые обнаружили на Луне 600 млн тонн водяного льда

© NASAКратеры с высоким содержанием водяного льда в районе северного полюса Луны
Кратеры с высоким содержанием водяного льда в районе северного полюса Луны

МОСКВА/НЬЮ-ДЕЛИ, 2 мар - РИА Новости. Обработка данных, полученных с американского радара Mini-SAR на борту индийского зонда "Чандраян", показала, что в кратерах в районе лунного северного полюса может находиться по меньшей мере 600 миллионов тонн водяного льда, говорится в сообщении НАСА.

Поиски воды на Луне продолжаются уже много лет, так как ее наличие сделало бы возможным создание обитаемой станции на поверхности спутника. В сентябре 2009 года группа американских ученых, анализируя данные, собранные "Чандраяном", показала, что поверхность Луны поглощает излучение в части инфракрасного диапазона спектра, соответствующей воде или гидроксильным группам (ОН). В ноябре бомбардировка кратера Кабеус с помощью зонда LCROSS показала наличие воды в одном из кратеров.

Новые результаты, полученные при обработке данных с индийского аппарата, показали, что у северного полюса Луны находится более 40 небольших кратеров, размером от 2 до 15 километров, на дне которых находится водяной лед. Статья с изложением новых данных принята к публикации в журнале Geophysical Research Letters.

"После анализа данных наша научная группа получила сильные доказательства присутствия водяного льда, что дает будущим лунным миссиям новые цели для исследования", - говорит Джейсон Красэн (Jason Crusan) из директората космических миссий НАСА.

"Многочисленные измерения и обработанные данные с инструментов спутника показывают, что на Луне происходят процессы образования, накопления, миграции воды. Новые открытия показывают, что Луна является значительно более интересным и привлекательным в научном отношении объектом, чем считалось ранее", - сказал ведущий автор исследования Пол Спадис (Paul Spudis) из Института Луны и планет в Хьюстоне.

Луна изначально "сухой мир", лунные условия не позволяют удержаться на поверхности ни льду, ни водяному пару. Однако ученые полагают, что лед на Луне мог появиться за счет "экспортных поставок" - его приносят кометы.

Из-за того, что ось вращения Луны отклонена от вертикали к плоскости Солнечной системы всего на полтора градуса, на лунных полюсах есть возвышенности, где Солнце никогда не заходит, а на дне кратеров есть площадки, где, наоборот, светило никогда не появляется. На дне некоторых лунных полярных кратеров царит космический холод - температура там менее минус 200 градусов Цельсия.

После падения кометы на Луну образовавшийся водяной пар осаждается на поверхности такой "холодной ловушки" и остается там навсегда.

Как сообщил РИА Новости официальный представитель Индийской организации космических исследований Сатиш, "информация об обнаружении там льда является важным открытием, поскольку позволит начать движение в направлении открытия на Луне поселений".

По его словам, в ближайшие несколько лет индийские ученые внимательно изучат свежие данные о наличии на Луне воды, которые, возможно, будут использованы при планировании второй индийской лунной миссии под кодовым названием "Чандраян-2", которая запланирована на 2012-2013 год.

"Чандраян-1" - первый индийский космический аппарат, отправленный к Луне 22 октября 2008 года. Он был выведен в космос индийской ракетой-носителем PSLV. Стоимость проекта, по официальным данным, составила 3,8 миллиарда рупий (около 80 миллионов долларов).

На "Чандраяне" было установлено 11 научных приборов из разных стран. Пять приборов были созданы в Индии, шесть - за рубежом (в США и Европе). Среди них спектрометры, лазерные измерители расстояний, камеры, радар и отделяемый аппарат. В задачу этого оборудования входило создание подробного атласа лунной поверхности, радиозондирование лунной поверхности в поисках металлов, воды и гелия-3 и прочее.

Космический аппарат проработал на лунной орбите 312 дней, совершив 3,4 тысячи оборотов вокруг Луны. Он передал на Землю фотографии поверхности и данные о химическом составе Луны, выполнив большую часть возложенных на него задач. В августе связь с "Чандраяном" внезапно прервалась, после чего миссия была закрыта.

ИСРО в настоящее время готовится к миссии "Чандраян-2", которая будет состоять из орбитального аппарата и лунохода, который планируется изготовить в России. Как ожидается, запуск будет осуществлен в 2012-2013 году.