Ученые нашли окаменелости самого раннего сухопутного позвоночного - РИА Новости, 16.03.2010

Ученые нашли окаменелости самого раннего сухопутного позвоночного

МОСКВА, 16 мар - РИА Новости. Ученые выяснили, что самые ранние сухопутные позвоночные животные появились на Земле раньше, чем это считалось прежде: примерно, более 300 миллионов лет назад в результате глобального потепления климата, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Annals of Carnegie Museum.

Авторы публикации обнаружили окаменелые останки одного из древнейших сухопутных позвоночных животных - земноводного, преимущественно обитавшего на суше и лишь иногда, для репродукции или кладки яиц, спускавшегося в водоемы. Новый вид животных получил название Fedexia striegeli, по называнию компании FedEx, на территории которой была совершена находка и имени молодого первооткрывателя Адама Стригеля (Adam Striegel), обнаружившего окаменелость во время полевых занятий в Питтсбургском университете.

Окаменелость была обнаружена в древних скальных породах возрастом 300 миллионов лет, недалеко от Международного аэропорта Питтсбурга. Ее отличительной особенностью является не только необычайно древний возраст, но и сохранившееся трехмерное строение черепной коробки и челюсти позвоночного.

Федексия - всего третья окаменелость в мире из небольшой подгруппы амфибий трематопидов, обнаруженная в породах каменноугольного периода. Она является самой старой из них и указывает на более раннее появление разнообразия сухопутных позвоночных обитателей земли, чем считалось прежде.

Кроме того, строение окаменелости указывает на то, что амфибия, в отличие от своих родственников и современников, проводила большую часть жизни на суше. Авторы исследования полагают, что к такому образу жизни федексия приспособилась в результате долговременной тенденции климата в позднем каменноугольном геологическом периоде к потеплению и уменьшению влажности.

Территория современного штата Пенсильвания к концу каменноугольного периода находилась вблизи экватора доисторической Земли и там шли обильные дожди. В это время происходило формирование топей и болот, превратившихся к настоящему времени в залежи каменного угля. Эти заболоченные территории были заселены, главным образом, хищными амфибиями, которые большую часть своей жизни проводили, практически, не вылезая из воды. Однако постепенное потепление климата и иссушение болот, судя по всему, заставили этих животных эволюционировать в новые формы, более приспособленные к жизни на суше.

Благодаря необычайно хорошо сохранившемуся черепу амфибии, ученые без труда сумели распознать в ней земноводных из группы темноспондильных и семейства трематопид. Ключевой особенностью трематопид, по сравнению с другими амфибиями, обитавшими в каменноугольном периоде, являются сильно удлиненные ноздри, частично разделенные на переднюю и заднюю части. Некоторые ученые полагают, что такое анатомическое строение было приспособлением, позволявшем лучше различать запахи. Кроме того, они могли нести на себе железу, отвечающую за вывод избыточного количества соли из организма: обе эти функции помогали бы амфибиям выжить при сухопутном образе жизни.

"Соответствие между ранним появлением трематопид и обнаружение среди окаменелостей признаков, указывающих на уменьшение влажности климата и его потепление в этот период, говорят, что эволюция этих животных и их миграция была вызвана именно климатическими переменами на Земле", - сказал соавтор публикации Дэвид Брезински (David Brezinski), слова которого приводит пресс-служба Музея естественной истории имени Карнеги в США.