Пылевые облака на Луне помогут астронавтам в поисках воды - РИА Новости, 30.04.2010

Пылевые облака на Луне помогут астронавтам в поисках воды

МОСКВА, 30 апр - РИА Новости. Изучение состава облаков пыли, которые появляются на Луне во время восхода и на закате Солнца, может помочь будущим лунным экспедициями в поисках водорода, воды и других ресурсов, скрытых под поверхностью в лунных кратерах, считают американские ученые, разгадавшие механизм появления "пылевых фонтанов".

Впервые странное сияние над поверхностью Луны заметил астронавт Юджин Сернан (Eugene Cernan), побывавший на естественном спутнике Земли во время миссии "Аполлон-17". Проведенный тогда же эксперимент показал, что оно возникает из-за потоков пыли, которые появляются во время восхода и заката Солнца.

Группа ученых под руководством Уильяма Фаррелла (William Farrell) из центра НАСА имени Годдарда описала в статье, опубликованной в Journal of Geophysical Research, механизм, который поднимает пыль вверх. Потоки заряженных частиц от Солнца - "солнечный ветер" - во время лунного "вечера" и "утра", а также у полюсов распространяется почти параллельно поверхности. В результате у неровностей, в частности, у стенок кратеров, возникают облака электронов. Поверхность заряжается, и электростатические силы поднимают пылевые фонтаны.

С помощью компьютерного моделирования исследователи показали, как электронные облака могут оставаться стабильными достаточно долго, чтобы заставить пыль левитировать.

"Зачем нам копать поверхность (Луны) в поисках золота, если она сама выбрасывает его вверх", - шутливо отметил Фаррелл, слова которого цитирует журнал New Scientist.