Происхождение евреев выяснили ученые, проанализировав 237 геномов - РИА Новости, 04.06.2010

Происхождение евреев выяснили ученые, проанализировав 237 геномов

Ученые впервые сумели убедительно показать, что все три основные группы еврейского народа: ашкенази, мизрахим и сефарды, обладают схожими генетическими признаками, выделяющими их на фоне остальной мировой популяции людей, что опровергает теории о культурном, а не этническом происхождении групп евреев.

МОСКВА, 4 июн - РИА Новости. Ученые впервые сумели убедительно показать, что все три основные группы еврейского народа: ашкенази, мизрахим и сефарды, обладают схожими генетическими признаками, выделяющими их на фоне остальной мировой популяции людей, что опровергает теории о культурном, а не этническом происхождении групп евреев, сообщается в статье исследователей, опубликованной в American Journal of Human Genetics.

Современные евреи делятся на три подгруппы, среди которых восточные евреи мизрахим представляют собой евреев, живущих в странах Ближнего Востока и Северной Африки, сефарды населяют Пиренейский полуостров, тогда как ашкенази составляют 90% еврейской популяции в Америке и до 50% в Европе. Происхождение этих групп до сих пор остается предметом дискуссий, согласно некоторым из них, например, ашкенази не происходили из народа, жившего на древней израильской земле, а являются потомками ближневосточного хазарского племени, принявшего иудаизм в восьмом веке новой эры.

Существуют аналогичные гипотезы и в отношении других групп евреев, однако новая работа американских ученых, базирующаяся на генетических данных, показывает, что, скорее всего, все современные евреи находятся в этническом родстве и, действительно, происходят из народности, жившей на территории современного Ливана, Иордании, Сирии, Западного Берега и Сектора Газа - так называемой "Земли Израильской".

В своей работе группа генетиков во главе с Гарри Остером (Harry Ostrer) из Медицинской школы Нью-Йоркского университета проанализировали геномы 237 евреев трех различных групп, проживающих в различных городах США. Эти геномы ученые сравнили с 2,8 тысячи геномами людей, не относящихся к еврейской народности. При этом, анализ подразумевал выявление характерных мутаций и отличий геномов и не требовал их полной расшифровки.

Несмотря на то, что все группы евреев обладают генетическими чертами, говорящими о существенной примеси живущих с ними по соседству этнических групп, тем не менее, генетическое родство всех еврейских подгрупп можно проследить, вплоть до 2-х с небольшим тысяч лет назад. При этом, гены ашкенази содержат от 30 до 60% примесных генов европейцев, но все равно, статистический анализ показывает, что они ближе мизразхим и сефардам, чем европейцам.

"Я надеюсь, что эта работа покажет несостоятельность гипотез, согласно которым евреи являются культурными, а не этническими группами людей", - сказал Остер в интервью Science NOW.

Другие генетики, мнение которых приводит издание, полагают, что несмотря на то, что данная работа не поддерживает гипотезы о хазарском племени, ставшем предками ашкенази, она пока не может достаточно обоснованно ее опровергнуть.

Ученые полагают, что аналогичная работа могла бы прояснить происхождение других, менее многочисленных еврейских групп, живущих в Эфиопии, Южной Африке, Индии и Китае.