Мозг может управлять уровнем холестерина - РИА Новости, 07.06.2010

Мозг может управлять уровнем холестерина

© Flickr / Gaetan LeeЧеловеческий мозг
Человеческий мозг
Сигналы мозга могут значительно менять количество холестерина в крови, высокий уровень которого является одной из главных причин сердечно-сосудистых заболеваний.

МОСКВА, 7 июн - РИА Новости. Сигналы мозга могут значительно менять количество холестерина в крови, высокий уровень которого является одной из главных причин сердечно-сосудистых заболеваний, пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Neuroscience.

Холестерин необходим для выработки витамина D и некоторых гормонов, а также для образования клеточных стенок. Организм получает его из пищи и синтезирует самостоятельно. В крови холестерин находится в составе комплексных соединений, липопротеинов. Липопротеины низкой плотности называют "плохим холестерином", поскольку он может оседать на стенках сосудов, способствуя образованию тромбов, которые могут приводить к инфарктам и инсультам.

"Хороший холестерин", липопротеины высокой плотности, напротив, существенно снижают риск развития атеросклероза и сердечно-сосудистых заболеваний. Однако как организм управляет производством "плохого" и "хорошего" холестерина до сих пор не вполне ясно.

Матиас Чоп (Matthias Tschop) из университета Цинциннати (США) и его коллеги провели серию экспериментов на крысах, в которых изучали воздействие гормона грелина на уровень холестерина, и установили, что эти параметры напрямую связаны с работой определенных зон мозга.

"Мы долго считали, что уровень холестерина регулируется исключительно через его поглощение и синтез в печени. Наше исследование впервые показало, что количество холестерина также находится под прямым воздействием "пульта дистанционного управления", роль которого играют специфические нейронные сети в центральной нервной системе", - говорит Чоп.

Ученые показали, что искусственное введение повышенных доз гормона грелина не только заставляет крыс есть больше и быстрее набирать вес, но также увеличивают уровень "хорошего холестерина" в крови. Грелин, как известно, блокирует рецептор MC4R в гипоталамусе, отвечающий за регуляцию расхода энергии. Однако авторы исследования также установили, что химическая блокада этого рецептора также приводит к росту уровня "хорошего холестерина". Ученые объясняют это тем, что отсутствие сигнала от MC4R снижает способность печени к связыванию липопротеинов высокой плотности, и, следовательно, росту его концентрации в крови.

Исследователи отмечают, что их открытие может создать новые методы контроля уровня холестерина и борьбы с негативными последствиями ожирения.