Рейтинг@Mail.ru
Британский историк обнаружил "скрытую музыку" в книге Платона - РИА Новости, 30.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

Британский историк обнаружил "скрытую музыку" в книге Платона

Читать ria.ru в
Греческий философ Платон включил в свою книгу "Государство" музыкально-математический код, с помощью которого зашифровал свои идеи, слишком опасные, чтобы высказывать их открыто, утверждает историк из университета Манчестера Джей Кеннеди.

МОСКВА, 29 июн - РИА Новости. Греческий философ Платон включил в свою книгу "Государство" музыкально-математический код, с помощью которого зашифровал свои идеи, слишком опасные, чтобы высказывать их открыто, утверждает историк из университета Манчестера Джей Кеннеди (Jay Kennedy). Однако специалисты по античной словесности скептически воспринимают заявляения британского ученого.

Кеннеди, чье исследование было опубликовано в американском журнале Apeiron, в течение пяти лет изучал тексты Платона и обнаружил скрытый код в одном из самых известных его произведений - диалоге "Государство".

"Книги Платона сыграли важнейшую роль в становлении западной культуры, - говорит Кеннеди. - В древности многие из последователей философа говорили, что в них содержатся скрытые смыслы и тайные коды, но современные ученые это отвергли".

"Это длинная и захватывающая история, но в основном я взломал шифр. Я убедительно доказал, что книги (Платона) содержат коды и символы, которые делают явной скрытую философию Платона. Это настоящее открытие, а не просто новая интерпретация", - подчеркивает ученый.

По его мнению, Платон мог "унаследовать" тайнопись от живших столетием раньше учеников Пифагора, учившего, что все планеты и звезды издают неслышимые звуки, которые образуют "музыку сфер". Эту музыку и "спрятал" Платон в своих книгах, уверен Кеннеди.

Философ поместил сочетания слов, связанных с музыкой, после каждой 12-й части текста "Государства". Эта регулярная цепь представляет собой 12 нот греческого музыкального лада. Некоторые из этих нот образуют гармонию, некоторые диссонируют. В местах текста, где находятся "гармоничные" ноты, речь идет о любви и смехе, в то время как диссонирующие ноты сопровождались упоминаниями о войне и смерти. Этот код, по мнению Кеннеди, является ключом к символической системе Платона.

"Когда мы читаем его книги, наши эмоции двигаются вверх и вниз по нотному ряду. Платон использовал своих читателей как музыкальные инструменты", - считает Кеннеди.

Он отмечает, что Платон создал этот секретный код не для удовольствия, но ради собственной безопасности: его идеи представляли серьезную угрозу греческой языческой религии. Философ говорил, что математические законы, а не боги управляют Вселенной. Учитель Платона Сократ был казнен за подобную ересь.

"Платон... послал нам капсулу времени", - считает Кеннеди.

Он уверен, что это только начало больших открытий: впереди еще более двух тысяч "неразгаданных" страниц сочинений Платона.

Однако филологи-классики не готовы разделить криптографический энтузиазм британского ученого.

"Выглядит все это довольно сомнительно, - сказал РИА Новости заведующий кафедрой классической филологии РГГУ, профессор Николай Гринцер. - В любом достаточно длинном тексте можно найти почти любую закономерность, а "Государство" - очень большой текст. Однако это не значит, что эта закономерность была создана автором намеренно".

Гринцер признал, что многое из того, что пишет Кеннеди, справедливо и признано учеными, в частности, это касается влияния Пифагора, идей о музыке и математике. Однако есть и неверные утверждения - в частности, Платон не мог быть "первым феминистом", как и защитником гомосексуализма, кем его называет британец, поскольку в античности это было нормой. Главная же идея вызывает у Гринцера глубокие сомнения.

"В античных текстах встречаются некоторые "шифровки", например анаграммы, в поздней поэзии авторы могут зашифровывать свое имя буквами слов, но это, скорее, такое поэтическое искусство, поэтическая игра. Идеи таких всеобъемлющих и хорошо "спрятанных" тайных кодов в тексте античной культуре не были свойственны", - сказал ученый.

Он удивлен тем, насколько сильно расходится то, что Кеннеди говорит в интервью, и то, что пишет в статье. Если в статье не содержится никаких претензий на что-то радикально новое, то прессе заявляется о чем-то потрясающе новом.

"Можно говорить о некоторой недобросовестной рекламе своего исследования", - считает собеседник агентства.

В самой статье, отмечает Гринцер, нет никаких точных числовых расчетов.

"Там есть общие рассуждения о том, что разные темы приходятся на разные части диалогов. Как делятся эти части, неясно. Ничего кроме чередования гармонии и дисгармонии - довольно обычной для греческой философии идеи - этот "код" не содержит. Никакого нового прочтения текста не предложено", - говорит филолог.

По его словам, в учении Платона довольно откровенно говорится, что письменная речь несовершенна в отличие от устной. Поэтому вряд ли философ скрыл нечто для него важное в письменном тексте.

При этом произведения Платона дошли до нас в средневековых рукописях, а изначально они существовали в папирусных свитках. За тысячелетия менялся язык, орфография, произношение, поэтому деление текста могло сильно отличаться от того, как его разделил Кеннеди.

"Какие-то закономерности в этом платоновском тексте можно пытаться найти, степень убедительности научной может быть различной, но подавать это как откровение, как ключ к прочтению текста, на мой взгляд, абсолютно неверно", - заключил ученый.

"Магия чисел" в творчестве и числовые коды всегда были присущи различным авторам. Так, например, в работах Льва Толстого можно обнаружить подобные "игры с числами" >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала