Ученые выявили 150 генов, помогающих людям дожить до 100 лет - РИА Новости, 02.07.2010

Ученые выявили 150 генов, помогающих людям дожить до 100 лет

Наличие у человека комбинации из 150 определенных вариантов генов позволяет с уверенностью в 77% утверждать, что ее обладатель будет долгожителем и перешагнет рубеж в 100 лет.

МОСКВА, 2 июл - РИА Новости. Наличие у человека комбинации из 150 определенных вариантов генов позволяет с уверенностью в 77% утверждать, что ее обладатель будет долгожителем и перешагнет рубеж в 100 лет, пишут исследователи в статье, опубликованной в журнале Science в пятницу.

Эти генетические вариации имеют отношение к самым разным функциям организма - от регулирования уровня гормонов и регуляции работы нервных клеток, до прочности скелета и устойчивости к стрессам.

Авторы исследования, группа ученых, возглавляемых профессором Томасом Перлсом (Thomas Perls) из Медицинской школы Бостонского университета, полагает, что выявленные гены помогают их обладателям максимально задержать проявление так называемых старческих болезней - повышенного кровяного давления, слабоумия и других.

Ученые провели анализ геномов более тысячи людей, чей возраст превышает 100 лет, и просканировали около 300 тысяч вариантов самых разных генов.

Исследователи исходили из тех предпосылок, что одним из наиболее важных факторов, влияющих на продолжительность, жизни является образ жизни человека, наличие у него вредных привычек, качество пищи и экологическая обстановка, в которой он обитает. Соблюдение этих правил позволяет людям в самых разных странах жить в среднем до 85 лет. В то же самое время, превышение этого порога и продолжительность жизни свыше 100 лет однозначно указывают на наличие у человека генетической предрасположенности к долголетию.

Для проверки этой гипотезы ученые первоначально провели анализ геномов 800 американских долгожителей, в результате чего выявили набор из 70 вариантов генов, который сократили до 33 после дополнительного анализа генов 254 людей, чей возраст превышает 90 лет. Несмотря на то, что каждый из этих вариантов вносит свой индивидуальный вклад в увеличение продолжительности жизни, ученые попытались оценить влияние комбинации различных вариаций генов на этот показатель.

В результате им удалось провести количественные оценки и выявить комбинацию из 150 различных вариаций в ДНК, которая уверенностью с в 77% позволяет утверждать, что человек доживет до 100 лет.

"Эта цифра не точна, и хотя ее можно сделать более надежной с помощью дополнительных исследований, ограничения в 77% указывают на то, что факторы внешней среды, такие как образ жизни, питание и вредные привычки, также вносят существенный вклад в продолжительность жизни", - приводит слова ученых пресс-служба Бостонского университета.

Эти вариации позволили авторам статьи разделить изученных долгожителей на 19 подгрупп, которые отличались главным образом возрастом, в котором наступало проявление генетических заболеваний. При этом у всех добровольцев, принявших участие в исследовании, наблюдалось примерно одинаковое количество генетических вариаций, говорящих о предрасположенности к тем или иным старческим болезням.

Это обстоятельство, по мнению ученых, говорит о том, что для достижения преклонного возраста важно не отсутствие генетических вариаций, приводящих к проявлению старческих недугов, а наличие дополнительных генов, помогающих максимально отложить возраст их проявления.

Теперь ученым предстоит проверить полученные данные с использованием геномов большего количества долгожителей по всему миру.