Альпийского "ледяного человека" хоронили с воинскими почестями - РИА Новости, 26.08.2010

Альпийского "ледяного человека" хоронили с воинскими почестями

МОСКВА, 26 авг - РИА Новости. Альпийский "ледяной человек" Отци (Oetzi), погибший примерно пять тысяч лет назад и найденный учеными в 1991 году, возможно, был очень важной персоной и удостоился торжественных церемониальных похорон, считают авторы исследования, опубликованного в журнале Antiquity.

"Ледяной человек" был найден в Альпах на границе Италии и Австрии в 1991 году. Первоначально считалось, что это погибший альпинист, однако затем выяснилось, что этому мумифицированному телу более пяти тысяч лет, и Отци стал сенсацией, в том числе в научных кругах. Вскрытие показало, что причиной смерти ледяного человека стала стрела, попавшая ему в плечо.

Группа итальянских и американских археологов под руководством Луки Бондиоли (Luca Bondioli) из Национального музея доисторических культур и этнологии в Риме создали подробную карту места, где было найдено тело Отци и его вещи. Затем они рассчитали, как со временем эти объекты могли перемещаться и сделали вывод, что первоначально тело покоилось на скальной площадке неподалеку. Однако ученые полагают, что эта площадка не была местом гибели "ледяного человека", а местом, где он был похоронен.

Эта гипотеза позволяет объяснить многие несоответствия. В частности, анализ пыльцы растений, найденной в его внутренностях, показал, что "ледяной человек" погиб весной, в период цветения растений. Однако пыльца, обнаруженная вокруг него, показывает, что тело было уложено в конце лета.

Бондиоли и его коллеги, исходя из этого, сделали вывод, что тело было перенесено в этот район спустя месяцы после гибели Отци.

"Отци должен был быть очень важной персоной, поскольку его перенесли для похорон в высокогорье. Возможно, он был кем-то вроде вождя", - считает Бондиоли, слова которого приводит Би-би-си.

Однако профессор Франк Рюли из университета Цюриха, который первым провел вскрытие Отци, совершенно не согласен с теорией Бондиоли.

"Левая рука находится в очень странном положении. Если Отци был вождем, почему его племя не вернуло его руку в более естественную позицию", - говорит Рюли.

Доктор Вольфганг Мюллер (Wolfgang Muller) из Лондона, который изучал химический состав зубов и костей "ледяного человека", также скептически настроен по отношению к гипотезе Бондиоли.

"Это интересная новая интерпретация, но это не непробиваемое доказательство. Если Отци был действительно похоронен, его тело должны были пронести на большое расстояние, поскольку ближайшие поселения располагались значительно ниже", - считает Мюллер.

Ранее ученые завершили расшифровку полного генома Отци, который жил в период с 3365 года по 3118 год до нашей эры.