"Шрам" на Юпитере оставил астероид размером с "Титаник" - НАСА - РИА Новости, 27.01.2011

"Шрам" на Юпитере оставил астероид размером с "Титаник" - НАСА

© Фото : Anthony WesleyCнимок Юпитера, после того как неизвестное тело врезалось в планету
Cнимок Юпитера, после того как неизвестное тело врезалось в планету

МОСКВА, 27 янв - РИА Новости. Темное пятно в атмосфере Юпитера, замеченное астрономами в июле 2009 года, оказалось следом от удара каменного астероида размером от 200 до 500 метров, сообщает НАСА со ссылкой на исследования, опубликованные в январском номере журнале Icarus.

Астроном-любитель Энтони Уэсли (Anthony Wesley) 19 июля 2009 года во время наблюдений на своей обсерватории в Австралии обнаружил рядом с южным полюсом Юпитера черное пятно, которое, скорее всего, было следом от удара небесного тела - похожий "шрам" появился на планете после столкновения с кометой Шумейкеров-Леви в 1994 году.

Ученые, работавшие с орбитальным телескопом "Хаббл", тогда решили прервать перекалибровку инструмента и сделать четкие снимки загадочного пятна. За этим явлением также наблюдали телескопы крупнейших обсерваторий мира. Опубликованные итоги наблюдений показали, что небесное тело, поразившее Юпитер, скорее всего, является астероидом, а не кометой.

"Оба факта - и то, что столкновение произошло, и что в нем участвовал скорее астероид, чем комета - показывают, что внешние районы Солнечной системы представляют собой довольно беспокойное место, где нас может ждать множество сюрпризов", - говорит один из авторов исследования Гленн Ортон (Glenn Orton), астроном из Лаборатории реактивного движения НАСА.

До событий июля 2009 года ученые считали, что Юпитер уже на ранних стадиях эволюции Солнечной системы "расчистил" сферу своего влияния от всех других небесных тел, и сталкиваться с ним могут только кометы с неустойчивыми орбитами, которые проходят настолько близко к планете, что ее гравитация может засосать их. Эту группу комет астрономы называют "семейством Юпитера".

Наблюдения с помощью инфракрасных телескопов позволили ученым выяснить, что же именно произошло, когда на Юпитере появилось загадочное черное пятно.

В частности, оказалось, что в момент удара нижние слои стратосферы Юпитера, на высоте 42 километров над слоем облаков, разогрелись на 3-4 градуса Кельвина. Хотя это звучит скромно, но нужна огромная энергия, чтобы "подогреть" атмосферу планеты-гиганта.