Люк спускаемого "Союза ТМА-М" открыт, космонавты чувствуют себя хорошо - РИА Новости, 16.03.2011

Люк спускаемого "Союза ТМА-М" открыт, космонавты чувствуют себя хорошо

ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТАМИ (Королев, Московская область), 16 мар - РИА Новости. Специалисты поисково-спасательной группы открыли люк спускаемого аппарата корабля "Союз ТМА-М", приземлившегося в расчетном районе казахстанской степи, и эвакуируют из спускаемой капсулы космонавтов, передает корреспондент РИА Новости из подмосковного ЦУПа.

"Экипаж нормально перенес снижение и посадку, настроение космонавтов хорошее, погода в Казахстане в точке посадки нормальная", - сообщил по радиосвязи в ЦУП представитель Росавиации. Как уточнил РИА Новости представитель ЦУПа, спускаемый аппарат обнаружен в точке с координатами, близкими к расчетным: 51 градус северной широты и 67 градусов восточной долготы.

С Международной космической станции (МКС) на Землю благополучно вернулись астронавт НАСА Скотт Келли и космонавты Роскосмоса Александр Калери и Олег Скрипочка.

Калери, Скрипочка и Келли проработали на Международной космической станции чуть более пяти месяцев в составе 25-й и 26-й длительных экспедиций. "Союз ТМА-М" стартовал с Байконура 8 октября прошлого года и причалил к станции двумя днями позже. Одной из основных задач этого полета было проведение лётно-конструкторских испытаний первого корабля новой серии "Союз ТМА-М". Старт следующего "Союза" этой серии запланирован на май 2011 года.

Этот полет в космос был первым в карьере Олега Скрипочки. Скотт Келли летал в третий раз. Для одного из самых опытных космонавтов Роскосмоса Александра Калери этот полет стал пятым.

За время работы на станции экипаж принял участие в работах с тремя российскими грузовиками "Прогресс". В рамках 25-й и 26-й длительных экспедиций на МКС космонавты встретили европейский и японский грузовики, а также американский шаттл "Дискавери". Скрипочка выполнил три выхода в открытый космос по российской программе: один с Федором Юрчихиным и два с Дмитрием Кондратьевым.

Работу на МКС продолжит экипаж двадцать седьмой длительной экспедиции: командир российский космонавт Дмитрий Кондратьев, бортинженеры астронавт ЕКА Паоло Несполи и астронавт НАСА Кэтрин Колман. Кондратьев в ночь на вторник принял командирские полномочия от Скотта Келли. До прихода корабля "Союз ТМА-21" с новым экипажем в составе космонавтов Роскосмоса Александра Самокутяева и Андрея Борисенко, а также астронавта НАСА Рональда Гарана они будут находиться на борту станции втроем.

В честь предстоящего 12 апреля 50-летнего юбилея полета Юрия Гагарина следующему "Союзу" присвоено имя первого космонавта Земли. Запуск "Союза ТМА-21", планировавшийся на 30 марта, был перенесен на более поздний срок в связи с выявленным несоответствием работы одной из систем корабля, которое было выявление в ходе испытаний при предпусковой подготовке на техническом комплексе космодрома Байконур, сообщал ранее Роскосмос.

Вместе с тем, российские корабли "Союз" остаются самым надежным и испытанным средством доставки экипажей на МКС: именно "Союзы" будут возить астронавтов НАСА и агентств-партнеров на МКС и возвращать их обратно на Землю, по крайней мере, до 2016 года. Соответствующее дополнение к контракту подписали 14 марта Роскосмос и НАСА.

Очередное дополнение к контракту между Роскосмосом и НАСА по программе МКС, действующее с начала 2014 года по июнь 2016 года, предусматривает доставку на МКС и возвращение на Землю российскими кораблями 12-ти астронавтов длительных экспедиций, а также проведение их подготовки к полету, обеспечение летных операций, поиска и спасания при возвращении на Землю.

Кроме того, будет осуществляться доставка грузов (около 50 килограммов на человека) и возвращение (примерно 17 килограммов на человека). Российская сторона взяла на себя обязательство и по удалению отходов из расчета 30 килограммов на человека.

В связи с завершением полетов шаттлов ротация экипажей МКС обеспечивается в настоящее время только российскими "Союзами". Какие именно американские космические корабли и когда заменят шаттлы, пока не ясно. В создании космических транспортных средств руководство НАСА делает ставку на коммерческие компании.