Первые твердые тела Солнечной системы были похожи на сахарную вату - РИА Новости, 28.03.2011

Первые твердые тела Солнечной системы были похожи на сахарную вату

© http://grani.ruАстероид, приближающийся к Земле
Астероид, приближающийся к Земле
Ученые впервые представили геологическое доказательство теории, согласно которой первые твердые тела Солнечной системы походили по структуре на сахарную вату, были очень хрупкими и уплотнились в планеты лишь позже, в результате многочисленных взаимных соударений.

МОСКВА, 28 мар - РИА Новости. Ученые впервые представили геологическое доказательство теории, согласно которой первые твердые тела Солнечной системы походили по структуре на сахарную вату, были очень хрупкими и уплотнились в планеты лишь позже, в результате многочисленных взаимных соударений, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Nature Geoscience.

Несмотря на то, что подобное зарождение планет и их спутников из мельчайших частиц пыли в Солнечной системе было предсказано в результате моделирования, до сих пор планетологи не были уверены в справедливости своих теорий. Группа Фила Блэнда (Phil Bland) из Имперского колледжа Лондона доказала правомерность таких взглядов в результате анализа микроструктуры метеорита из семейства хондритов.

Считается, что именно этот класс небесных объектов, периодически падающих на поверхность Земли, стал основой для всех твердых небесных тел Солнечной системы и был сформирован в результате постепенного уплотнения газопылевого облака, окружавшего наше светило на ранних этапах его эволюции.

Анализ хондрита из класса углеродных хондритов с помощью метода дифракции отраженных электронов позволил ученым выявить структурные особенности строения этого твердого тела в масштабе от нескольких нанометров до нескольких микрон. Этот метеор "прилетел" на Землю из пояса астероидов, находящегося между Марсом и Юпитером, где был сформирован в результате "налипания" мелких частиц пыли на так называемую хондрулу - твердую основу миллиметровых размеров, ставшую в последствии ядром небесного тела.

Методика анализа позволила ученым с высокой точностью определить положение и ориентацию мельчайших кристаллических частиц пыли, "налипших" на хондрулу по мере роста метеорита. Исследователи установили, что частицы по размерам и своей ориентации покрывают хондрулу в метеорите равномерно, не проявляют какой-либо преимущественной ориентации или более плотной упаковки с какой-либо из сторон метеорита. Если бы хондрит формировался в результате столкновений, испытывал удары в период формирования, он бы представлял собой достаточно плотное образование на этой стадии.

Вместо этого подобные небесные объекты были очень рыхлыми на ранних этапах своего формирования, и уплотнялись много позже, в период столкновений с другими аналогичными объектами в космосе.

Разработанный учеными метод позволяет так же определить и степень сжатия, силу давления, которую камень испытывал при уплотнении.

"Наиболее интересной стороной разработанного нами подхода к изучению метеоритов является то, что он позволяет нам - впервые - с высокой точностью количественно реконструировать аккрецию (уплотнение) и историю соударений наиболее примитивных небесных тел Солнечной системы. Наша работа является еще одним шагом в процессе, помогающем понять, как твердые планеты, похожие на Землю, и их спутники появились на свет", - приводит слова Влэнда пресс-служба Имперского колледжа Лондона.