Рейтинг@Mail.ru
Смерть Папы и перспективы католицизма в России - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Смерть Папы и перспективы католицизма в России

Читать ria.ru в
Кажется, единственное место, куда хотел, но так и не смог приехать Папа Римский, это Москва. Терпение его было безгранично, просто не хватило жизни дождаться перемен в РПЦ. Сам он был открыт всему миру, включая и русского человека. Установить контакты со светской властью новой России оказалось куда проще, чем с иерархами Русской православной церкви. У себя дома он принимал и Горбачева, и Ельцина, и Путина, который, кстати, направил в Ватикан не совсем обычное, не протокольное, а искреннее и теплое соболезнование, в котором легко прочесть огромное уважение к Иоанну Павлу II...

Политический обозреватель РИА «Новости» Петр Романов

Кажется, единственное место, куда хотел, но так и не смог приехать Папа Римский, это Москва. Терпение его было безгранично, просто не хватило жизни дождаться перемен  в РПЦ.

Сам он был открыт всему миру, включая и русского человека. Установить контакты со светской властью новой России оказалось куда проще, чем с иерархами Русской православной церкви. У себя дома он принимал и Горбачева, и Ельцина, и Путина, который, кстати, направил в Ватикан не совсем обычное, не протокольное, а искреннее и теплое соболезнование, в котором легко прочесть огромное уважение к Иоанну Павлу II.

Поляк Кароль Войтыла, первым после апостолов вошедший в синагогу, назвавший иудеев старшими братьями христиан и молившийся у Стены Плача,  глава католической церкви, посетивший мечеть и побывавший чуть не во всех странах мира, включая и православные, не был допущен помолиться лишь в одном месте – в Москве. Папа уважал христианские каноны и ждал, когда решение РПЦ изменится. Ждал до самой смерти.

Не мне судить о причинах несгибаемости руководства РПЦ, однако, выдвинутые им формальные предлоги о захвате католиками православных храмов, по правде говоря, не убеждают. Хотя бы потому, что точно такие же претензии может во многих случаях предъявить и Ватикан: так сложилась история XX века, как, впрочем,  и ряда веков предыдущих, что многие храмы не раз меняли своих земных хозяев, продолжая служить все тому же Отцу Небесному. Сам приезд в Москву Папы Римского уже помог бы снять половину, накопившихся между двумя церквями противоречий.

Почти уверен, что первого Папу-славянина РПЦ не пустила к своей пастве примерно по той же причине, что когда-то Политбюро ЦК КПСС глушило западные голоса: от страха сравнения.

Дело в том, что католической церкви в кои веки крупно повезло – на ее престол вошел человек высочайшего морального авторитета и огромной харизмы, чье влияние  во много раз превышало влияние самой католической церкви. Равную фигуру при всем своем желании больная Русская православная церковь, еще не оправившаяся от десятилетий преследований во времена советской власти, выставить  не могла. Папа Римский на московской площади, полной народа, а уж, тем более, в Храме Христа Спасителя – такого православные иерархи выдержать просто не смогли. И они люди.  

Отсюда же болезненная, не столько религиозная, сколько человеческая реакция на любое телодвижение католической церкви в России, хотя, в конце концов,  конкуренция идет все-таки не вокруг добычи нефти или алюминия, а вокруг человеческих душ, которые, как предполагается в демократической стране, свободны в своем выборе. Слова «пастырь» и «паства» лишь образы, речь идет все-таки о людях, а не об овцах. О людях, которые имеют право на выбор, то есть право войти в тот храм, который им покажется притягательнее.

Думается, Россия упустила свой исторический шанс сближения с католицизмом, а, значит, в значительной мере и с западной культурой. Последним человеком власти в России, кто  всерьез проповедовал экуменизм  и ратовал за сближение с католиками,  был Павел I. Последним понтификом, который бы так тонко чувствовал Россию, ее противоречия и душевные переживания  -  Иоанн Павел II. Недаром именно этот понтифик молился среди прочих и русской иконе.

Шансов на то, что человека, у которого еще в студенческие годы шутники на дверях, видимо, недаром повесили табличку «начинающий святой», сменит на папском престоле хотя бы примерно схожая величина, практически нет.

На смену человеку-глыбе, не побоявшемуся произнести слова прощения за старые грехи католической церкви, скорее всего, придет обычный католический первосвященник. Человек, безусловно, образованный и заслуженный, но не имеющий тех, данных, которыми обладал Кароль Войтыла. Есть люди, которых заменить некому.

И уж точно, новый Папа будет не славянин, так что отношения между Москвой и римским престолом перейдут  в обычную  бюрократическую плоскость. Делегации будут ездить друг к другу, о чем-то договариваться, что-то подписывать и топтаться на одном месте.

Иначе говоря,  на смену человеку XXI века, каким был покойный Иоанн Павел II, придет человек прошлого XX века, от которого трудно ожидать каких-либо прорывов в будущее.

В результате проиграют все: сам Ватикан, чей авторитет неизбежно и стремительно упадет, католицизм в целом, католики в России. И, конечно Русская православная церковь, у которой исчезнет немалый стимул к самосовершенствованию. Что очень жаль, потому что, как признают и многие православные священники, путь к полному выздоровлению не близок.

Однажды, когда Иоанна Павла II спросили: «Вы когда-нибудь плачете?, -  он ответил: «Никогда наружу».

Сегодня большая часть человечества, не взирая на вероисповедание, плачет и наружу, и внутрь. Каждый по-своему. И вместе и по одиночке. Наедине с самим собой.   Кароль Войтыла это заслужил.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала