Первые на Луне. Величайшая мистификация США или зависть ученых - РИА Новости, 07.06.2008

Первые на Луне. Величайшая мистификация США или зависть ученых

12 апреля 1961 года - не только день первого полета человека в космос. В этот день начали свой отсчет Лунная программа США и гонка Америки и СССР за лидерство в покорении спутника Земли. (Викторина "Per aspera ad astra")

12 апреля 1961 года - не только день первого полета человека в космос. В этот день начали свой отсчет Лунная программа США и гонка Америки и СССР (а теперь России) за лидерство в покорении спутника Земли. Джон Кеннеди в послании конгрессу и американскому народу объявил цель нации: осуществление в текущем десятилетии пилотируемой экспедиции на Луну. Спустя два года в беседе с главой Национального космического агентства США (НАСА) Джеймсом Уэббом американский президент ясно выразил позицию страны относительно Лунной программы: «Все это, нравится нам это или нет, является гонкой... Все, что мы делаем в космосе, должно быть подчинено одной-единственной цели - достичь Луны раньше русских».

Для осуществления этой цели американский президент был готов на многое: «Конечно, исследовать космос само по себе неплохо, мы должны знать о нем, и мы готовы тратить на это некоторые разумные суммы денег. Но мы же с вами говорим о фантастических затратах. Мы поломали весь свой бюджет, мы поломали все наши внутренние программы. И единственным оправданием этого, на мой взгляд, может быть надежда на то, что нам удастся их (русских) побить, продемонстрировать им, что, даже стартовав позже них (американцы вывели аппарат с человеком на борту в космос 5 мая 1961 года) через пару лет с божьей помощью мы могли их превзойти".

Таким образом, началась политическая баталия за место в космосе. Обе державы стремились превзойти друг друга во всем. И надо отметить, что СССР во многом опережал американскую программу. Несколько экипажей интенсивно готовились к лунной экспедиции, на нее были брошены лучшие силы. Командиром первого экипажа был Алексей Леонов - первый человек, вышедший в космос. Но в конечной цели - высадке человека – СССР преследовали неудачи. Советская лунная ракета Н1, заложенная Королевым и предназначенная для доставки экипажа, не сумела взлететь - четыре испытания закончились авариями.

Прыжок на Луну

20 июля 1969 года (спустя 8 лет после полета Юрия Гагарина) в 20.17 по Гринвичу американский корабль "Аполлон-11" совершил посадку на поверхность Луны. Через 6 часов после приземления астронавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин надели скафандры с ранцевой системой, открыли люк и спустились на поверхность Луны. Телетрансляцию о высадке человека на Луне вели все страны. Кроме СССР и Китая.

Три минуты после приземления на Луну астронавты находились в состоянии полной готовности к обратному аварийному старту. Это произошло бы в том случае, если бы опоры шасси ушли глубоко в грунт или наклон поверхности в месте посадки оказался больше 30 градусов. Частота пульса Армстронга составляла в этот момент 160 ударов, у Олдрина - 156 ударов в минуту.

Всем было интересно услышать первого человека на Луне, и Армстронг произнес политкорректную фразу: "Это небольшой шаг для человека, но огромный прыжок для человечества!" Но потом добавил: "Успехов вам, мистер Кински".

Загадочный мистер Кински, оказавшийся достойным упоминания на Луне, будоражил воображение людей много лет. Нейл Армстронг не желал открывать свою тайну долгие годы, пока, наконец, не признался, что 10-летним мальчишкой он слышал, как ругаются за забором соседи миссис и мистер Кински. Жена кричала на мужа: "Скорее соседский мальчишка будет бегать по Луне, чем я займусь с тобой сексом".

Первые люди на Луне отдали дань уважения всем американским и советским погибшим коллегам: их медали, а также капсула с посланиями глав 74 государств (СССР среди них не было) были оставлены на Луне. На посадочной ступени были прикреплены карта Земли и табличка с надписью: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Мы пришли с миром от всего человечества". Под этими словами стояли подписи астронавтов и президента США.

"Величайшая мистификация"

Сенсационный прорыв в космонавтике не мог не обрасти разнообразными легендами. В частности ходили слухи, что советские космонавты оказались на Луне первыми, что СССР посылал космонавтов на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Миру ничего не сообщалось об этих "экспедициях", потому что это были космонавты-смертники, скелеты которых якобы были обнаружены на Луне. Развиться этой легенде не удалось: ученые мгновенно опровергли эту теорию тем, что на Луне нет бактерий гниения, а, следовательно, и трупы космонавтов не могли разложиться.

Однако другие скептические замечания в адрес высадки американцев на Луну имели определенные основания. Благодаря им появилась одна из самых больших загадок в истории человечества: были ли космонавты на Луне, или все снимки и съемки – огромная мистификация.

Во-первых, многих смущал тот факт, что на фотографиях и видеопленках американский флаг колышется как от дуновений ветра. Но это невозможно без атмосферы. Ученые опровергли этот довод: хотя ветра на Луне не бывает, все провода, кабели, шнуры, которые разворачивали астронавты, в условиях низкой гравитации под действием дисбаланса сил несколько секунд развевались, а затем замирали неподвижно.

Во-вторых, многим показался странным «грязевой» след астронавта – отпечаток ноги, будто космонавт наступил в грязь. И тут ученые нашли логичное объяснение. Дело в том, что поверхность Луны – это лунный реголит, который является очень рыхлой породой, поэтому отпечаток должен был остаться обязательно. На Луне нет воздуха, реголит там не разлетается в стороны, как на Земле, где под ногами он сразу превращается в клубящуюся пыль.

В-третьих, отмечалась масса технических несоответствий: изображение в кадре не дергается, длина тени не совпадает с положением Солнца. Странная статичность изображения объяснилась тем, что астронавты не держали камеру в руках, как земные операторы, а устанавливали ее на штативах, привинченных к груди.

Реголит, привезенный СССР и США с Луны, полностью идентичен. Астронавты сделали 13 тысяч фотографий, на Луне установлены сейсмограф и прочие приборы, которые передают данные на Землю. Проведены испытания техники, луномобиля и самоходки на аккумуляторном питании. Имеются тома документов - по каждому часу работы каждой экспедиции. Астронавты нашли и доставили на Землю фотокамеру с зонда, посетившего Луну за два года до человека. На ней были обнаружены земные бактерии стрептококки, выжившие в открытом космосе. Так что с полной уверенностью можно утверждать, что Нейл Армстронг действительно ступил на поверхность Луны, и сделал это первым.

Во избежание дальнейших споров относительно первой высадки на Луну NASA намерено поручить известному писателю на космические темы Джеймсу Обергу (James Oberg) подготовить книгу с подборкой документальных материалов об экспедициях "Аполлонов". В этой книге будут детально разъяснены все спорные моменты космических экспедиций.

Лунные сокровища

Освоение космоса продолжается и в гонке за лидирующие позиции в этой сфере не видно финиша. Теперь к космическим сверхдержавам США и России присоединяются Китай, Япония и другие.

Появилась и новая «лунная» задача – добыча редкого на Земле изотопа гелия-3, запасы которого на Луне достигают 500 миллионов тонн. По словам  специалистов, это идеальный материал для термоядерной реакции, которая повторяет процессы синтеза, раскаляющие Солнце и другие звезды. Гелий-3- это неисчерпаемые резервы энергии, которые впервые окажутся экологически безвредными.

Чтобы добыть 1 тонну изотопа, надо вскрыть лунный грунт площадью 20 тысяч квадратных километров на глубину 3 метра. Чтобы покрыть все земные потребности в энергетике, надо привезти домой 100 тонн гелия-3. Перед этим надо провести геологическую разведку, построить лунную базу и заводы по сжижению гелия, создать роботов, обучить вахтенных операторов. А на Земле надо научиться удерживать плазму в термоядерной реакции.

И все же тот, кто первый совершит научную революцию и колонизирует Луну, получит не только славу, но и политические, экономические, энергетические преимущества.

Пока политики и ученые строят планы по освоению лунных богатств, частные лица приобретают в собственность участки. «Луновладельцами» уже числятся Шварценеггер, Траволта, Круз, Кидман, Иствуд. Не отстают и наши «звезды»: Альтов, Гальцев, Шевчук, Вайкуле, Нагиев, Розенбаум, Меладзе, Свиридова.

Землю на Луне продают несколько компаний, самую известную основал еще в 1980 году оборотистый Деннис Хоуп, который заработал на своей затее 9 миллионов долларов. Хоуп нашел недомолвки в космическом законодательстве, принятом ООН в 1967 году. Например в нем говорится,  что ни одно государство не может иметь прав на небесные тела, но ничего не сказано о частных владениях.

Россия и США соревнуются в датах высадки колонистов на Луне и речь идет приблизительно о 2015 - 2020 годах. Однако кому будут принадлежать ископаемые Луны – пока неясно.

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации Агентства РИА Новости и других источников