Рейтинг@Mail.ru
Феномен Шульженко - РИА Новости, 25.07.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Феномен Шульженко

Читать ria.ru в
«Гранд дама» отечественной эстрады, Клавдия Шульженко была не только блестящим мастером жанровой песни, обожаемой народом певицей, но и одним из символов нации. В этом смысле ее можно сравнить с неподражаемой француженкой Эдит Пиаф и знаменитой немкой Марлен Дитрих.

Татьяна Синицына, обозреватель РИА Новости.

Сегодня день рождения народной певицы Клавдии Ивановны Шульженко. Она оставила нам тайну, которая распознается до сих пор. «Гранд дама» отечественной эстрады, она была не только блестящим мастером жанровой песни, обожаемой народом певицей, но и одним из символов нации. В этом смысле ее можно сравнить с неподражаемой француженкой Эдит Пиаф и знаменитой немкой Марлен Дитрих.

Музыкальные историки все еще не понимают, как было возможно, не имея голоса в его каноническом понимании, «сводить с ума» своими песнями.  «Явление Клавдии Шульженко» остается любопытным также для социологов и психологов в качестве феномена порождения общественной потребности. Сама же личность певицы интересна как яркая харизматическая фигура, сумевшая добиться абсолютного признания масс.  

Семья Клавдии Шульженко жила в одном из провинциальных центров Российской империи - Харькове. Ее отец был бухгалтером, хотя природная музыкальная одаренность вполне позволяла ему сделать карьеру и в искусстве. В доме всегда слышались звуки фортепьяно, звучали песни. Клава, конечно, мечтала стать артисткой.

В 17 лет, после окончания гимназии и завершения фортепьянного класса, Клавдия Шульженко дебютировала в Харьковском театре драмы. Ее учителем был талантливый режиссер Николай Синельников, а позже - будущий прославленный композитор Исаак Дунаевский. Эти тонкие знатоки искусства наставляли: «Запомни, Клава, песню надо не только петь, но и играть, как спектакль».

Клавдия ШульженкоВскоре Шульженко оставила сцену ради карьеры эстрадной певицы. Эстрады как таковой в те времена (20-е годы прошлого века) не существовало, она только зарождалась из «кафе-шантанного» и ресторанного пения. Артисты этого жанра работали в условиях суровой борьбы за существование, поскольку революционная  власть не принимала  «чисто развлекательного» искусства, обличая его как атрибут буржуазного наследия.

Новоявленное пролетарское искусство призывало воспевать энергичного рабочего-энтузиаста, переустраивающего мир, уверенно глядящего в будущее. Клавдия Шульженко решила найти для своей сольной программы новый, созвучный эпохе репертуар. Простое миловидное лицо, крепкая, энергичная фигура, белокурые волосы, оптимистическое мироощущение - все в молодой певице соответствовало духу времени.

Первой песней «пролетарского репертуара» Шульженко стали «Кирпичики» - жанровая любовная сценка из жизни рабочих кирпичного завода. Героями простенького мажорного вальса были люди труда с «пламенным сердцем», с решительностью сделать мир лучшим. Далее появилась песня о горняках - «Шахта №3». Казалось бы, не очень удачные, тяжеловатые для эстрады музыкальные темы. Но молодая певица нашла для них такую исполнительскую палитру, которая обеспечила им успех.

Так день ото дня, безошибочно, Клавдия Шульженко создавала свой уникальный творческий образ. Зная, что голосовые данные у нее невелики, певица старалась брать актерским обаянием, интонационными оттенками, тонко разыгрывая драматургию песни,  превращая ее в «авторское» произведение. Ее настоящим «козырем» стала полуразговорная, полувокальная манера исполнения, производившая огромное впечатление благодаря чувственным переливам красивого грудного тембра, безупречному художественному вкусу, лирической задушевности.

Клавдия ШульженкоВ 1929-м году Клавдия Шульженко стала солисткой ленинградской эстрады и начала выступать в мюзик-холле - так назывались первые эстрадные театры. Она легко и уверенно создавала живой, обаятельный образ своей современницы. Раз и навсегда певица определила свой главный репертуар: интимная лирика, песни, обращенные к миру чувств. Именно в этом виде творческий дар Клавдии Шульженко с успехом и реализовал себя.

В 1939-м году Клавдия Шульженко стала лауреатом Первого Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Тогда же были записаны и ее первые пластинки. Успех придал сил. Вместе с мужем, Владимиром Коралли, Шульженко создала театрализованный джаз-оркестр. Труппа отправилась в длительные гастроли по стране, но их прервала Вторая мировая война, докатившаяся до советских границ.

Ансамбль Шульженко и Коралли  сразу же отправился с концертами на фронт. Приходилось выступать в боевых частях, в госпиталях. Артистка пела солдатам о счастье, любви, о родном доме, тревоге ожиданий и радости встреч. Солдаты ждали приезда Шульженко, как праздника, ее фотографии находили  в карманах погибших.

Одной из самых популярных песен военных лет был «Синий платочек», который пели даже в немецких окопах. Это был символ верности любимых, щемящей тоски по дому. Шульженко вспоминала, как текст этой песни ей принес молодой лейтенант Михаил Максимов. Слова легко ложились на мелодию довоенного польского вальса, и она спела их «с ходу».  После того, как песня слетела с уст Клавдии Шульженко, многие женщины стали присылать на фронт в посылках синие платочки, рисовать их на полях писем. Феноменальная популярность «Синего платочка» вот уже 65 лет заставляет музыкальных критиков разгадывать магию этой неувядающей песни, ставшей народной.

После войны певица вернулась к обычному репертуару. Ее пытались критиковать за то, что у нее не нашлось места для «громкой» патриотической песни. Но Клавдия Шульженко не слушала никого, кроме тех, для кого пела, а они все продолжали рукоплескать на ее концертах. Еще одной песней, получившую долгую счастливую жизнь от Клавдии Шульженко, стал «Вальс о вальсе» - на стихи Е.Евтушенко. Написавший ее композитор Э.Колмановский только разводил руками: «Песня, спетая Клавдией Шульженко, становится «шульженковской», и ничего тут не поделаешь!».

Власти не могли не признавать вклада Клавдии Шульженко в советское искусство - он был очевиден. Вместе с тем Кремль не торопился поощрять певицу государственными наградами. Шульженко отличалась гордым, независимым характером. Однажды она отказалась петь по экстренной просьбе Василия Сталина, сына вождя. В более поздние времена она сказала в глаза министру культуре Е. Фурцевой, что та «плохо воспитана». Не удивительно, что почетное звание «Народная артистка Советского Союза» всенародная любимица получила только в 65 лет. Но Клавдия Шульженко безо всяких наград знала, что песни обессмертят ее в памяти народной. И была права: до сих пор она машет нам своим «Синим платочком»...

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала