Рейтинг@Mail.ru
Секретарша, которая научила женщин походке "от бедра" - РИА Новости, 03.08.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Секретарша, которая научила женщин походке "от бедра"

Читать ria.ru в
Народная артистка России, ведущая актриса театра "Современник" Лия Ахеджакова отмечает свой юбилей. "Все, о чем я мечтала, не сбылось, но то, о чем даже не думала, получилось", - призналась актриса в день 70-летия.

Народная артистка России, ведущая актриса театра "Современник" Лия Ахеджакова 9 июля отмечает свой юбилей. "Все, о чем я мечтала, не сбылось, но то, о чем даже не думала, получилось", - призналась актриса в день 70-летия.

"Лия Ахеджакова - крупная актерская и человеческая индивидуальность, - сказал в интервью РИА Новости известный режиссер Валерий Фокин. - Она большая труженица. Театр, кино, актерская профессия составляют смысл ее жизни - она может работать 24 часа в сутки. Это актриса, слушающая режиссера, старающаяся его лучше понять, помочь. Она настоящий соавтор".

"Часто ее использовали как чисто комедийную актрису, не замечая, что в ней есть глубокая трагикомическая сущность, - считает Фокин. - Я это в полной мере ощутил, работая с ней в спектакле "Мы не увидимся с тобой" по Константину Симонову, где она пронзительно сыграла роль матери, и в гоголевских "Старосветских помещиках" (спектакль назывался "Старосветская любовь")".

Около 50 киноработ и 20 ролей на сцене "Современника" сыграла Ахеджакова. Один из последних фильмов с ее участием - картина Кирилла Серебренникова "Изображая жертву".

"Судя по прекрасной форме, в которой находится сегодня Ахеджакова, я уверен, что эта актриса еще неоднократно порадует, восхитит и поразит зрителя своими новыми ролями и новыми открытиями", - уверен Фокин.

Народная артистка России Лия Ахеджакова в фильме "изображая жертву"Лия Меджидовна Ахеджакова родилась в Днепропетровске в театральной семье. Отец был главным режиссером Майкопского драматического театра. Мать работала актрисой в том же театре.

В послевоенное время, среди нищеты и разрухи, люди хотели забыть трудности и шли в театр за сказкой. Спектакли игрались каждый день, без выходных. Какая-то часть труппы ехала в деревню, в другой район или город, а какая-то играла на месте.

"Я выросла в любви и ненависти к каторжному актерскому труду", - вспоминает Ахеджакова. Она попыталась прервать семейную традицию и стать журналистом. Приехала в Москву поступать в университет. Однако на собеседовании от волнения она забыла даже собственное имя и в МГУ не попала. Тогда она решила поступить в Московский институт цветных металлов и золота, где проучилась полтора года. Там же она приобщилась к художественной самодеятельности. Это понравилось ей больше чем учеба в институте. В конце концов Лия все бросила и уехала обратно в Майкоп.

Но актерская профессия по-прежнему манила, и Ахеджакова приехала покорять Москву заново. Она поступила в ГИТИС, который окончила в 1962 году и стала актрисой московского ТЮЗа. Ее судьба была жестко предопределена ее внешностью - амплуа травести. Она надеялась играть юных прекрасных девочек, а доставались ей роли мальчишек-пионеров, зайчиков, белочек и козочек. И так шестнадцать лет. Правда, еще была роль ослика Иа-Иа - "единственный случай, когда в рамках ТЮЗа я получила образ, конгениальный своему характеру, своей одаренности, - говорит Ахеджакова. - Иа-Иа - это же абсолютно адекватная мне личность".

Когда ей, по ее собственному выражению, "надоело играть зайцев", она перешла в труппу театра "Современник" к режиссеру Галине Волчек. Довольно долго она довольствовалась эпизодами и вводами в роли старух.

В сегодняшнем репертуаре Лии Ахеджаковой миссис Форд в "Виндзорских насмешницах" Уильяма Шекспира, Зина Абрамова в "Крутом маршруте" Евгения Гинзбурга, Леона Доусон в "Предупреждении малым кораблям" Теннесси Уильямса, Рахель в "Трудных людях" Йосефа Бар-Йосефа, Зина в спектакле "Мы едем, едем, едем..." Николая Коляды, Селестина в одноименной постановке по пьесе того же Коляды.

Слева направо (верхний ряд): Георгий Бурков в роли Виталия Фетисова, Валентин Гафт в роли Сидорина; (нижний ряд) Глеб Стриженов в роли Якубова, Лия Ахеджакова в роли Малаевой, Ия Саввина в роли Аникеевой на съемках фильма «Гараж» режиссера Эльдара РязановаВ кино актриса начала сниматься с 1973 года, и уже ее дебютная роль в фильме "Ищу человека" была отмечена призами международных кинофестивалей в Варне и Локарно. Сам фильм цветной, но эпизод с Ахеджаковой - черно-белый. Это пробы, на которых она сыграла так, что решили даже не переснимать.

Но все же дебют Ахеджаковой в кино состоялся раньше - это была озвучка мультфильма "Синяя птица" (1970). В этой ленте, режиссером которой был Василий Ливанов, звучит узнаваемый голос актрисы. Ахеджакова вообще неоднократно озвучивала анимационные ленты. Ее голос зрители слышат в мультфильмах "Незнайка в Солнечном городе", "Алиса в Зазеркалье", "Два клена".

Ахеджакова снималась у многих видных режиссеров: в картине Алексея Германа "Двадцать дней без войны", мелодраме Владимира Меньшова "Москва слезам не верит", фильмах Эльдара Рязанова, с которым она впервые встретилась в 1975 году на съемках "Иронии судьбы". После этой картины, в которой раскрылось специфическое дарование Ахеджаковой, к актрисе пришла всенародная любовь. А ведь поначалу Ахеджакова наотрез отказалась от этой роли, объяснив, что эпизоды ей и в театре надоели.

Кстати, Лия Ахеджакова была единственной, кто наотрез отказался сниматься в "Иронии судьбы. Продолжении", несмотря на уговоры и посулы больших гонораров, пишут "Известия". Лия Меджидовна убеждена, что в одну воду не вступишь дважды, и в римейке мы "будем выглядеть старыми и жалкими".

После "Иронии судьбы" была секретарша Верочка в "Служебном романе" (1977), где Ахеджакова показала, что любая женщина может быть красавицей. Это от Лии Ахеджаковой все узнали, что отличает "деловую женщину от Женщины", как выглядит "походка от бедра" и клубный пиджак.

В фильме "Гараж" (1979) Рязанов заставил Ахеджакову показать, что она не только характерная комедийная актриса, но еще обладает и незаурядным драматическим дарованием. Этот ее талант проявился и в трагикомедии Рязанова "Небеса обетованные" (1991), где она сыграла нищенку-интеллигентку Фиму. За эту роль Ахеджакова получила "Нику 91" в номинации за лучшую женскую роль второго плана.

Вторую "Нику" она получила в 2007-м - за роль в фильме Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". Также она, народная артистка России, является лауреаткой Государственной премии.

Своим главным учителем Ахеджакова считает выдающегося российского режиссера Анатолия Эфроса, хотя работала с ним только один раз, когда он создавал телеверсию своего знаменитого спектакля "Таня" по пьесе Алексея Арбузова.

"Анатолий Васильевич Эфрос работал со всеми нами легко, - вспоминает Ахеджакова. - Он предлагал совсем скромные, почти незаметные вещи, которые оказывались очень сложными на экране. Это была тихая и нежная работа, а в моей жизни - маленький кусочек счастья, хотя у меня была очень небольшая роль домработницы Дуси".

Материал подготовлен интернет-редакцией www.rian.ru на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала