Рейтинг@Mail.ru
Депутаты Госдумы предлагают ряд поправок в антикоррупционный пакет - РИА Новости, 07.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Депутаты Госдумы предлагают ряд поправок в антикоррупционный пакет

Читать ria.ru в
Депутаты Госдумы в пятницу большинством голосов поддержали принятие в первом чтении пакета антикоррупционных законопроектов, который внес в нижнюю палату парламента президент России, но предложили ряд поправок к этим документам.

МОСКВА, 7 ноя - РИА Новости. Депутаты Госдумы в пятницу большинством голосов поддержали принятие в первом чтении пакета антикоррупционных законопроектов, который внес в нижнюю палату парламента президент России, но предложили ряд поправок к этим документам.

В пакет входит четыре законопроекта, в том числе, базовый "О противодействии коррупции". Документ определяет принципы противодействия коррупции, масштабы и характер которой, как говорится в законопроекте, представляют угрозу безопасности России, а также основы предупреждения коррупции, борьбы с ней и минимизации ее последствий. В целом изменения вносятся в 26 законов.

Доносить или нет

Вице-спикер Госдумы Надежда Герасимова ("Единая Россия") выразила опасения в связи с реализацией принятых законопроектов.

"У нас есть много хороших и правильных законов, но посмотрите, как они исполняются. Все их трактуют по-разному. Поэтому, создавая любой закон, надо предусмотреть - кто и как его будет исполнять", - сказала она.

Парламентария также беспокоит положение о том, что каждый государственный или муниципальный служащий, узнав, что его коллега или сосед имеет какое-то отношение к коррупционным действиям, должен официально уведомить об этом своего руководителя.

"По-русски это называется "настучать". Слова подобраны корректные - уведомить, предупредить, но суть от этого не меняется", - отметила она.

По мнению Герасимовой, "эта норма закона может впоследствии оказаться банальным инструментом для сведения счетов с неугодными людьми, тем более, что нигде не оговорена мера ответственности человека, заведомо оклеветавшего кого-то".

С ней согласна другой депутат, первый замруководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева.

"Доносительство никогда не приветствовалось в нашем обществе, а после эпохи тоталитаризма неспроста воспринимается как общественная угроза. Поэтому, на мой взгляд, данная часть законопроекта требует корректировки ко второму чтению", - сказала она.

На дне

Яковлева отметила, что в этом году в рейтинге коррумпированности Россия заняла 147-е место из 180. "От "дна" Россия недалеко", - констатировала депутат.

"Необходимо остановить это падение в пропасть взяточничества. И так уже наша держава оказалась по соседству с Гамбией, Руандой и Гондурасом", - сказала она.

По словам депутата, результаты социологических опросов подтверждают: взятка стала чуть ли ни нормой жизни. "По данным соцопросов, 53% россиян признаются - у них есть личный опыт передачи "барашка в бумажке". Среди наиболее коррумпированных институтов люди выделяют в первую очередь местную власть (34%), правоохранительные органы, в частности ГИБДД (28%) и милицию (27%)", - отметила Яковлева.

По ее мнению, внесенный президентом пакет антикоррупционных законопроектов является крайне своевременным, в нем впервые законодательно определяются понятия "коррупция" и "противодействие коррупции", усиливается контроль за доходами госслужащих, а также членов их семей, регламентируется система подарков, ужесточается уголовная ответственность за злоупотребление полномочиями с трех до четырех лет.

Председатель комитета по экономполитике и предпринимательству Евгений Федоров считает, что президентские антикоррупционные законы станут "законодательным плацдармом для наступления на коррупцию по всем ее составляющим". Но окончательно решить вопрос коррупции, по мнению депутата, будет возможно только после реализации основных положений Стратегии-2020, особенно в части развития гражданского общества.

Федоров отметил, что стержнем президентского пакета законопроектов является система мер, упреждающих коррупцию, создание на государственной и муниципальной службе атмосферы "невыгодности" коррупционного поведения. Содержащееся в законопроекте определение коррупции согласуется с ее определением в Конвенции о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятой в Страсбурге в 1999 году. На практике это означает, что с мировым сообществом в России не будет разночтений по определению коррупции, сказал депутат.

Федоров считает важным продолжить снятие избыточного администрирования со стороны государства, развитие эффективных институтов гражданского общества и передачу регулирующих полномочий саморегулируемым организациям бизнеса.

"Только при твердой политической воле и системной, последовательной работе по устранению самих основ для коррупции мы сможем эффективно противостоять этому злу", - отметил он.

Не только госслужащие

Член комитета по экономполитике Виктор Звагельский обратил внимание на то, что в проекте закона "О противодействии коррупции" определяются принципы противодействия этому явлению не только в сфере государственного управления, но и в жилищно-коммунальном секторе, строительстве, здравоохранении и образовании.

По его словам, это абсолютно оправданно, поскольку, как показывает анализ статистики обращений граждан, именно в этих сферах часты коррупционные проявления.

В то же время, как отметил депутат, при всей социальной значимости этих сфер, их должностные лица в большинстве случаев не только не являются государственными служащими, но и не относятся к бюджетникам, тогда как в ряде статей законопроекта иные сферы противодействия коррупции, кроме управленческих, не упоминаются, и из текста следует, что субъектами коррупционных правоотношений является только государственные или муниципальные служащие, включая сотрудников правоохранительных органов, судей и работников прокуратуры.

Вместе с тем, продолжил Звагельский, значительная ответственность за обеспечение жизнедеятельности граждан лежит вне сферы непосредственного государственного управления. Более того, основной смысл административной реформы в России заключен именно в ликвидации избыточных управленческих функций государства и передаче их хозяйствующим и иным субъектам.

При этом можно предположить рост коррупционных проявлений со стороны должностных лиц негосударственных организаций, отметил депутат.

"Поэтому представляется целесообразным определить в законопроекте понятие субъекта коррупционных правоотношений, установив, что к таким субъектам относятся, в том числе, должностные лица и специалисты государственных корпораций, организаций, выполняющих государственные функции, предоставляющие государственные услуги, а также обеспечивающие жизнедеятельность граждан по перечню, утверждаемому правительством РФ", - считает он.

Депутат комитета по экономполитике и предпринимательству Олег Валенчук также полагает, что отдельные положения законопроекта требуют уточнения.

"В качестве одной из мер по профилактике коррупции законопроектом предлагается антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов, однако обязательность такой экспертизы не указана, равно как не приведен и ее механизм", - отметил он.

По словам депутата, базовым законопроектом предусмотрено развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции. "При этом не определен механизм создания и работы таких институтов. На наш взгляд, эти нормы нуждаются в доработке", - отметил Валенчук.

Кадровая революция

Коммунисты предлагают провести в стране "великую кадровую революцию" для эффективной борьбы с коррупцией.

Во время обсуждения президентского пакета антикоррупционных законов депутат-коммунист Виктор Илюхин заявил, что "в стране нет разумной кадровой политики".

По его словам, ряд министров и губернаторов так давно сидят в своих высоких кабинетах, что "уже забронзовели".

Кроме того, коммунисты высказываются за усиление наказания за коррупционное преступление и, в частности, предлагают установить конфискацию как дополнительное наказание, изъяв все имущество обвиняемого, кроме того, которое необходимо для нормальной жизни несовершеннолетних детей либо его родителей, находящихся на попечении.

В соответствии с действующим законодательством, конфискации подлежит лишь то имущество, в отношении которого доказана незаконность его происхождения, напомнил Илюхин.

Кроме того, он полагает, что судебная власть должна формироваться законодательным собранием, то есть судьи должны избираться депутатами.

Самым мощным ударом по коррупции, по мнению Илюхина, станет социально-экономическое развитие страны, когда граждане живут благополучно и активно участвуют в жизни государства.

Высказываясь в поддержку антикоррупционного пакета законов, Илюхин от имени фракции выразил надежду, что "это первый, но не последний шаг по пути противодействия коррупции".

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала