Рейтинг@Mail.ru
История взаимоотношений РПЦ и Римско-католической церкви - РИА Новости, 10.11.2008
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Вид на пролив Малое море озера Байкал на закате со смотровой площадки у памятника бродяге по трассе Иркутск - МРС (Маломорская рыбная станция)
Религия

История взаимоотношений РПЦ и Римско-католической церкви

Читать ria.ru в
Встреча глав Католической и Православной церкви Папы Римского Бенедикта Шестнадцатого и Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго может состояться через год в Баку - в рамках Саммита глав мировых религий, запланированного на 30 октября - 2 ноября 2009 года.

Католическая Церковь ‑ крупнейшая из христианских Церквей, объединяющая верующих католического исповедания. Организация Римско-католической Церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером, несмотря на наличие десятков поместных католических Церквей в различных странах мира. Глава Римско-католической Церкви ‑ Папа Римский, резиденцией которого является Ватикан.

С конца XVIII века до 1917 года в России действовала папская нунциатура. Митрополитом Римско-католической церкви являлся архиепископ Могилевский, имевший резиденцию в Санкт‑Петербурге. Все католические епископы назначались российским императором по соглашению с папой. В организационном подчинении Ватикану находились греко‑католики на территории Украины.

До II Ватиканского собора (1962‑1965) отношений между Римско-католической и Русской православной церквами практически не существовало. II Ватиканский собор внес существенные коррективы в социальную доктрину и в экуменические принципы Римско-католической Церкви, признал православных братьями по вере. В 1967 году было положено начало регулярным богословским собеседованиям делегаций Церквей двух конфессий. Ключевую роль в улучшении отношений с православием сыграл Папа Римский Иоанн XXIII, чья линия была продолжена Павлом VI.

Начало в 1978 году понтификата Папы Римского Иоанна Павла II было ознаменовано ухудшением двусторонних отношений. В 1980‑е годы богословский диалог постепенно утратил прежнюю регулярность и ко второй половине 1980‑х прекратился.

Отношения Римско-католической Церкви с Московским Патриархатом стали проблемными в начале 90‑х годов ХХ века. Прежде всего РПЦ обвиняет Ватикан в прозелитизме. Под этим в Московском Патриархате понимают "действия представителей Римско-католической Церкви, направленные на вовлечение в богослужебную и иную церковную практику россиян, не имеющих исторической связи с этой Церковью, но принадлежащих к православной традиции по крещению и культурным корням".

Другой проблемой, по словам Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, стала продолжающаяся напряженность в отношениях между православными и греко‑католиками на Украине. Ситуация осложняется тем, что униаты пытаются любой ценой распространить свое влияние на православные юг и восток страны.

Папа Римский Иоанн Павел II неоднократно выражал намерение посетить Россию. Посетить Россию Иоанна Павла II приглашали сначала президент СССР Михаил Горбачев, затем приглашение было сделано президентом России Борисом  Ельциным и президентом России Владимиром Путиным. Однако понтифик обусловил свой визит в Россию приглашением от предстоятеля Русской Православной Церкви.

Неразрешенные проблемы в отношениях между двумя Церквами стали причиной того, что визит Папы Иоанна Павла II в Россию так и не состоялся, а планировавшаяся в 1997 году в Граце (Австрия) встреча Папы с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II была отменена. В ходе предварительных переговоров в 1997 году был подготовлен проект совместного заявления, где, в частности, содержался тезис об отказе от униатства как средства воссоединения Церквей и от католического прозелитизма в России и других странах СНГ. Но в самый последний момент высшее руководство Римско-католической церкви решило исключить эти важные пункты из совместного документа. Это лишило уже почти организованную встречу всякого смысла.

В 2000 году в связи со значительными расхождениями между православными и католиками в понимании темы "унии" была прервана работа Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Церквями.

11 февраля 2002 года  в Ватикане официально было объявлено о решении Иоанна Павла II учредить в России вместо апостольских администратур (временных структур католической церкви) епархии: архиепархию "Божией матери в Москве", епархию "Преображенскую в Новосибирске", епархию "Святого Климента в Саратове" и епархию "Святого Иосифа в Иркутске". Святой Престол принял также решение создать для российских епархий единую церковную провинцию, которую возглавит в качестве митрополита архиепископ Тадеуш Кондрусевич. Это вызвано, по мнению руководства Римско-католической церкви, необходимостью "привести ее организационную структуру в соответствие с единым стандартом канонического права Римско-католической церкви".

В связи с этим решением МИД России распространил сообщение для печати, в котором высказал сожаление, что такое важное решение было принято без должного учета мнения Русской Православной Церкви, что может негативно сказаться на развитии межцерковного диалога.

В апреле – сентябре 2002 года  российскими властями было принято решение о закрытии въезда в Российскую Федерацию ряду католических священнослужителей, которые в ходе своей деятельности на территории Российской Федерации допустили нарушения российского законодательства.

Для разрешения возникших проблем в 2004 году Москву дважды посещал глава папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер. Итогом его визитов стало создание совместной комиссии по рассмотрению случаев прозелитизма.

13‑15 декабря 2005 года в Риме состоялось заседание Координационного комитета Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной и Римско-католической Церквями. Целью заседания было подготовить следующую встречу Смешанной комиссии, которая прервала свою работу в 2000 году.

Представители Московского Патриархата принимали участие в заседаниях Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-католической и Православной Церковью, которые проходили в Белграде (Сербия) в 2006 году и в Равенне (Италия) в 2007 году.

В конце октября 2007 года в интервью газете "Московские новости" председатель ОВЦС митрополит Кирилл (Гундяев) заявил по поводу возможной встречи Патриарха Алексия II и Папы Римского Бенедикта XVI, что "патриарх неоднократно сам говорил, что никогда не исключал возможности такой встречи. Сегодня эта возможность не менее реальна, чем это было некоторое время тому назад, а может, даже более реальна". В январе 2008 года митрополит Кирилл с оптимизмом оценил перспективу встречи патриарха Московского и папы Римского Бенедикта XVI на нейтральной территории.

В июне 2008 года, выступая с докладом на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий подчеркнул, что в последнее время осуществляется диалог с Римско-католической Церковью по целому ряду актуальных вопросов современности, особенно таких, как защита традиционных христианских ценностей, роль религии в жизни общества, нравственные проблемы, отношение к семье.

Также Патриарх напомнил, что в повестке дня двусторонних отношений с Римско-католической Церковью остаются проблемы, требующие реального разрешения. Среди них — вопрос миссионерской деятельности католиков на традиционно православных землях России и других стран СНГ и экспансия греко‑католиков на Украине. "Хотелось бы также увидеть долгожданный прогресс в вопросе об отношении греко‑католиков к православным в тех регионах Западной Украины, где последователи унии составляют численное большинство, — заявил Предстоятель Русской Православной Церкви. — К сожалению, мы не наблюдаем положительной динамики в этом вопросе, и представители канонического Православия продолжают испытывать притеснения со стороны греко‑католического окружения".

Общее число католиков в России оценивается в 500 тысяч. Сегодня в России действуют 4 апостольские администратуры, 220 официально зарегистрированных приходов и 300 незарегистрированных, действующих на положении групп. Насчитывается 215 священников, большая часть которых иностранцы, и около 230 монахинь, также в основном иностранок. Есть колледж католической теологии и семинария, где готовятся местные кадры священников. Издается еженедельная газета "Свет Евангелия", работают две радиостанции ‑ "Дар" в Москве и "Радио Мария" в Петербурге. В Москве действуют два католических храма.  

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала