Рейтинг@Mail.ru
Кожедуб не давал себя сбить - РИА Новости, 08.06.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Кожедуб не давал себя сбить

Читать ria.ru в
Далеко не каждый из сталинских соколов был асом. Еще меньше было боевых летчиков, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза. А уж пилотов - трижды Героев было всего два. Одному из них, Ивану Кожедубу, 8 июня исполнилось бы 90 лет. Он прославился как самый результативный летчик-истребитель не только Красной Армии, но и в целом войск антигитлеровской коалиции.

Сергей Варшавчик, обозреватель РИА Новости.

Далеко не каждый из сталинских соколов был асом. Еще меньше было боевых летчиков, отмеченных Золотой звездой Героя Советского Союза. А уж пилотов - трижды Героев было всего два. Одному из них, Ивану Кожедубу, 8 июня исполнилось бы 90 лет. Он прославился как самый результативный летчик-истребитель не только Красной Армии, но и в целом войск антигитлеровской коалиции. На его счету 62 сбитых вражеских самолета.

Словари трактуют слово «герой» (от греч. ἥρωας, «доблестный муж, предводитель») - как потомка божества и смертного человека. Кожедуб не был сыном Зевса или Афины. Он, как и другой Трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин (59 воздушных побед), «создал» себя сам. Родившись в семье крестьянина, довольно рано нашел свое призвание, благо в 30-е был популярен лозунг «Комсомолец – на самолет!» Первые шаги Кожедуб сделал в Шосткинском аэроклубе Сумской области Украины, последующие – уже в рядах Красной Армии. К началу войны он закончил Чугуевскую военную авиационную школу, где за блестящую подготовку был оставлен инструктором в звании сержанта.

В другое время такое назначение, наверное, вызвало бы у молодого летчика гордость за оказанное доверие, но в данном случае это обернулось для Кожедуба сущей мукой. Трудно выдержать саму мысль, что твои товарищи вовсю дерутся с наглым врагом, который захватывает все больше и больше территорий страны, а ты, лучший из курса, вынужден в глубоком тылу учить «желторотиков».

Впрочем, опасность подстерегала и в учебных полетах в районе казахского города Чимкента, куда эвакуировалось училище. Один раз у Кожедуба при выполнении учебного полета с курсантом при выводе самолета УТИ-4 из штопора остановился мотор. Прыгать было некуда, поскольку внизу была гористая местность. С большим трудом будущему асу удалось посадить машину поперек крохотной хлопковой плантации. Расследование ЧП показало, что механик, в спешке, забыл долить в баки бензин.

Кожедуб неоднократно подавал рапорты на фронт, но удовлетворили его просьбу лишь к осени 1942 года, когда он был зачислен в состав 240-го истребительного полка и сначала под Горьким, а потом в районе города Иваново осваивал новый самолет Ла-5.

Любопытно, что «стартовал» Кожедуб неудачно, как и Покрышкин (который сбил в первом боевом вылете 22 июня 1941 года советский бомбардировщик Су-2, в результате погиб штурман эскадрильи Семенов). В одном из первых вылетов, молодой летчик, оторвавшись от ведущего, попытался вступить в схватку с шестеркой «мессершмиттов» и сам чуть не был сбит. От гибели спасла бронеспинка и то обстоятельство, что противник стрелял не бронебойным, а фугасно-осколочным снарядом. Плюс самолет был серьезно поврежден своими же зенитками.

Будущий маршал авиации Советского Союза тогда на всю жизнь запомнил слова командира, сказанные про него: «Ну что такой желторотый птенец мог сделать? Потерял ведущего, но все меры принял и подбитый самолет посадил. Опыта у него еще нет. Просто чудом уцелел».

Кожедуб сделал необходимые  выводы. Благо у него была «фора», которую ему дала практика летчика-инструктора, пытливый ум (он много читал и записывал все новое в блокнот, вычерчивая схемы воздушных боев) и, конечно, талант. Забегая вперед, скажу, что за все годы войны он ни разу не был сбит.

На сороковой вылет, 6 июля 1943 года, Кожедуб открыл счет сбитым немецким самолетам. Получив за это от начальства… взбучку.

«Начинаю докладывать:

- Товарищ командир, младший лейтенант Кожедуб...

Но комэск обрывает меня:

- Как ты мог от группы оторваться?! Почему не выполнил мое требование?

Пытаюсь объяснить, но он снова перебил:

- Молчать! Слушать, когда старшие говорят! - Он строго посмотрел на меня. Но сказал мягко: - Ну, докладывай.

- Я... я сбил «Юнкерс-87», - говорю заикаясь.

- Видел. Ну, а дальше-то что? Куда ты делся?

Коротко доложил обо всем. И тут Семенов снова вскипел:

- Вот как, за «сбитым» гоняешься? В таких сложных условиях надо быть сдержанным, а то вмиг собьют. Дерзости у тебя много - это хорошо, но в бою нельзя отрываться от группы и действовать очертя голову.

Стою навытяжку, растерянно глядя на командира. А он, помолчав, вдруг дружески улыбнулся и протянул мне руку:

— Ну, поздравляю с первым сбитым! Так и бей их! Да смотри не зазнавайся и помни мои слова: при всех случаях надо держаться группы и сохранять самообладание», - с улыбкой вспоминал позднее Иван Никитович.

А бои были тяжелыми. В воздушных схватках на Курской Дуге сошлись не только танковые армады, но и воздушные армии двух стран. В итоге советские летчики завоевали столь необходимое господство в воздухе, а Кожедуб значительно увеличил свой счет сбитых вражеских самолетов. По свидетельству очевидца, более опытные летчики удивлялись лейтенанту, который «такой молодой, а как щелкает. По два за вылет».

Со стороны это выглядело так:

«Подняв голову, Отлесный увидел четверку «мессершмиттов», тех самых, что преследовали его подбитый самолет, и в самом их центре - одинокий «Лавочкин» с опознавательными знаками соседнего истребительного полка. «Трудно тебе будет вывернуться», - подумал Отлесный. Он увидел, как один «мессершмитт» зашел «Лавочкину» в хвост, как все больше и больше сокращалась дистанция. И вдруг произошло что-то необыкновенное. Резким внезапным маневром «Лавочкин» метнулся вверх и через несколько секунд сам очутился в хвосте у немца. В ясном голубом небе сверкнула трасса, и «мессершмитт» пылающими кусками стал падать на землю.  А несколько мгновений спустя, запутав оставшихся гитлеровцев блестящим каскадом самых неожиданных фигур, неизвестный летчик сбил вторую фашистскую машину».

Первую Звезду Героя Кожедуб получил 4 февраля 1944 года за 20 сбитых самолетов в 146 вылетах, вторую 19 августа (48 сбитых в 256 вылетах). Третью, уже после войны, 18 августа 1945 года. За высокое воинское мастерство и личное мужество, проявленное в боях.

Последнего нацистского летчика («Фокке-Вульф-190»), Кожедуб сбил 17 апреля, в районе Берлина. Интересно, что на его счету есть уничтоженный  реактивный Ме-262, скорость которого на высоте достигала 869 км/ч. В летной биографии Кожедуба числятся также два сбитых в 1945 году самолета P-51 «Мустанг» ВВС США, которые атаковали его, приняв за немецкий самолет.

Потом была академия, а затем Корея, в которой Иван Никитович командовал 324-й истребительной дивизией, на счету которой немало побед над американскими летчиками.

Армейская служба прославленного аса продлилась 51 год, с 1940-го, по 8 августа 1991-го, когда он скончался.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала