Рейтинг@Mail.ru
Луис Бунюэль. Биографическая справка - РИА Новости, 19.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Луис Бунюэль. Биографическая справка

Читать ria.ru в
Сегодня, 22 февраля, исполняется 110 лет со дня рождения испанского кинорежиссера, сценариста, одного из крупнейших мастеров в истории мирового кино Луиса Бунюэля.

Сегодня, 22 февраля, исполняется 110 лет со дня рождения испанского кинорежиссера, сценариста, одного из крупнейших мастеров  в истории мирового кино Луиса Бунюэля.

Испанский кинорежиссер, сценарист, один из крупнейших мастеров в истории мирового кино Луис Бунюэль (Luis Bunuel) родился 22 февраля 1900 года в испанской провинции Нижний Арагон (Теруэль) в деревне Каланда в многодетной семье состоятельного землевладельца.

Когда мальчику было семь лет, родители отдали его в иезуитский колледж в Сарагосе, где он проучился до 1915 года. В 1917 году Луис вместе с отцом приехал в Мадрид, чтобы продолжить образование. В том же году он поступил в мадридский университет и поселился в "Студенческой резиденции". В университете он долгое время не мог найти свое призвание: занимался агрономией, естественными науками, затем – философией, историей и литературой.

Здесь он познакомился с выдающимися испанскими писателями, поэтами, философами, его близкими друзьями стали художник Сальвадор Дали и поэт Федерико Гарсиа Лорка.

Кинематографическая карьера Бунюэля началась в 1920-е годы.

В 1925 году Бунюэль переехал в Париж, где часто посещал синематику. Он работал в съемочных группах и на студиях, был ассистентом французского режиссера Жана Эпштейна.

В Париже Бунюэль увлекся эстетической и общественной программой художников-сюрреалистов Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Ива Танги, которые заявляли о своем разрыве с буржуазными условностями в нравственности и искусстве.

Сюрреалистическая "эстетика шока" наиболее ярко отобразилась в первом фильме Луиса Бунюэля "Андалузский пес", поставленном  в 1928 году при финансовой поддержке матери и с помощью Сальвадора Дали. Фильм продержался на афише восемь месяцев и все это время в полицию поступали требования запретить его как неприличный и жестокий. Еще больший скандал вызвала премьера следующего фильма Бунюэля "Золотой век" (1930), который он начал снимать вместе с Дали. Однако, поссорившись на всю жизнь, они прекратили совместное творчество. Бунюэль заканчивал картину один, хотя в титрах он указал в качестве автора и Дали.

Фильм "Золотой век" был запрещен к публичному показу на протяжении полувека.

В 1932 году Бунюль едет в Страну Урдов на западе Испании снимать документальный этнографический очерк "Лас-Урдес. Земля без хлеба", в которой он показал невыносимые условия крестьянского труда. И этот фильм пять лет был под запретом.

В 1932 – 1947 годах Бунюэль не поставил ни одной игровой полнометражной картины. Его творчество было прервано разразившейся в Испании гражданской войной. Режиссер решительно встал в ряды республиканцев.

В 1935 году он поступил на службу в качестве директора и продюсера мадридской кинофирмы "Фильмофоно". В 1936 году правительство республиканской Испании назначило его атташе во Франции.

В 1938 году, спасаясь от преследований фашистского режима, Бунюэль эмигрировал в США, где работал монтажером, техническим консультантом фильмов об Испании в Голливуде (дублировал американские фильмы на испанский язык для студий "Paramount" и "Warner Brothers").

Бунюэль работал сотрудником киноотдела Музея современного искусства в Нью-Йорке (Museum of Modern Art in New York City), для которого в 1939 году смонтировал из двух фильмов – "Триумф воли" Лени Рифеншталь и "Вторжение в Польшу" Ханса Бертрама – новый вариант "Триумфа воли".

В 1943 году, после выхода книги "Тайная жизнь Сальвадора Дали", Бунюэль был уволен из Музея современного искусства и переехал в Мексику. (Искусство, 15.09.2002).

К режиссерской деятельность Луис Бунюэль  вернулся в 1946 году, переехав в Мексику, где начался новый этап в его творчестве (здесь Бунюэль поставил 19 из 33 своих фильмов). В 1949 году он принял гражданство Мексики.

После двух коммерческих фильмов – "Большое казино" (1947), провалившегося в прокате, и "Большой кутила" (1949), имевшего успех у зрителей, – Бунюэль поставил один из лучших своих фильмов – "Забытые" (1950), в котором рассказал о трагической судьбе подростков-беспризорников.

На фестивале в Каннах в 1951 году "Забытые" были удостоены приза за лучшую режиссерскую работу, а также премии ФИПРЕССИ.
В 1961 году диктатор Франко пригласил режиссера вернуться на родину, и тот принял приглашение. Здесь он снял первый после долголетней разлуки с родиной фильм "Виридиана", который занимает особое место в жизни и творчестве Бунюэля. Фильм "Виридиана" был запрещен франкистской цензурой по обвинению в оскорблении религиозных ценностей – и удостоился Гран-при Каннского  кинофестиваля.

Почти все последующие картины режиссера вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

Лучшие свои роли в кино французская актриса Катрин Денев сыграла в драмах Бунюэля "Дневная красавица" (удостоенной главного приза Венецианского фестиваля  "Золотой лев св. Марка") и "Тристана".

В 1950-х годах Бунюэль снял фильмы: "Робинзон Крузо", "Он" (1952), "Бездна страсти" (1953, по роману Эмили Бронте "Грозовой перевал"), "Попытка преступления", "Это называется зарей" (1955), "Смерть в этом саду" (1956), "Назарин" (1958), "В Эль Пао начинается лихорадка" (1959).

В 1960-х были сняты фильмы "Ангел-истребитель" (1962, Премия ФИПРЕССИ, Канн), "Дневник горничной" (1964), "Симеон-столпник" (1965, Специальный приз жюри, Венеция. Премия ФИПРЕССИ на "Фестивале фестивалей" в Акапулько), "Млечный путь" (1969).

В 1970-х годах Бунюэль снимает фильмы "Скромное обаяние буржуазии" (1972, премия "Оскар" Американской киноакадемии за иностранный фильм, премия Национальной ассоциации критиков США и премия Жоржа Мельеса (Франция), "Призрак свободы" (1974), "Этот смутный объект желания" (1977, премия "Оскар" Американской киноакадемии за иностранный фильм).

За вклад в мировое киноискусство режиссер был удостоен призов на кинофестивалях в Сан-Себастьяне (1977, "Золотая раковина" за творческую карьеру), Москве (1979), Венеции (1982).

Луис Бунюэль был женат на Жанне Рюкар – чемпионке Олимпиады 1924 года по художественной гимнастике, их сын – Хуан Луис Бунюэль   режиссер, сценарист, продюсер, актер, родился в1934 году в Париже.

Последние годы своей жизни Луис Бунюэль провел в Мексике. На склоне лет он окончательно потерял слух, а затем и зрение. О своей жизни и творчестве Бунюэль рассказал в книге мемуаров "Мой последний вздох", опубликованной в 1982 году.

Луис Бунюэль скончался утром 29 июля 1983 года в Мехико от сердечной, печеночной и почечной недостаточности. Он похоронен в капелле доминиканского монастыря Сан Альберто Маньо (святого Альберта Великого) в Университетском культурном центре в Мехико.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала