Рейтинг@Mail.ru
Эксперты: недостатки формулировок мешают реформе бюджетных учреждений - РИА Новости, 05.03.2011
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Эксперты: недостатки формулировок мешают реформе бюджетных учреждений

Читать ria.ru в
Отсутствие четких формулировок и критериев в законе о реформировании бюджетных учреждений могут привести к его декларативному исполнению, без изменений реальной ситуации в сфере государственных и муниципальных услуг.

МОСКВА, 4 мар - РИА Новости. Отсутствие четких формулировок и критериев в законе о реформировании бюджетных учреждений могут привести к его декларативному исполнению, без изменений реальной ситуации в сфере государственных и муниципальных услуг. Такое мнение было высказано участниками заседания экспертной группы "Реформа бюджетного сектора в экономике" в рамках подготовки предложений по доработке экономической стратегии России период до 2020 года, которое состоялось в пятницу в НИУ "Высшая школа экономики".

В соответствии с законом, каждая бюджетная организация в течение полутора лет должна определиться со своим статусом. Для бюджетных учреждений предусмотрено три организационно-правовые формы с тремя степенями финансовой свободы: казенные, бюджетные (нового типа) и автономные.

"Угроза, которая видится - это формальное проведение реформы. Отсутствуют достаточно четких критерии отнесения учреждений к какому-то типу (казенных, бюджетных и автономных - ред.), отсутствуют показатели качества в перечнях услуг", - сказал проректор национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" Борис Рудник.

И СНОВА КАЧЕСТВО И ДОСТУПНОСТЬ

Рабочая группа, заседавшая в ВШЭ, сошлась на мнении, что основная цель, которая должна быть поставлена реформой - это повышение качества и доступности, эффективности предоставления социально-значимых услуг. Однако, по словам директора центра Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Татьяны Клячко, "мы во многом ходим по кругу, все эти идеи, про качество, доступность и эффективность я слышу 14 лет каждый день, а воз и ныне там".

"Мы обеспечили определенный уровень доступности, но он оказался стихийным, а доступность качественных услуг как была достаточно низкой, так она и осталась", - отметила Клячко, добавив, что "до сих пор мы не определили критерии эффективности".

Эксперты в своих выступлениях предлагали конкретные показатели, по которым можно оценить эффективность предоставления услуг в различных отраслях, например, заполняемость больницы или персональное обеспечение пациентов лекарствами. однако, указывали и на то, что "вопрос эффективности таких услуг, во многом связан с тем, как их воспринимают их те, на кого они направлены".

"Есть серьезный вопрос. Бюджетирование по результату, не обращая внимания на эти моменты, невозможно. Бюджетирование по результату формально введено, но на деле его нет", - отметил первый проректор НИУ ВШЭ Лев Якобсон.

Со своей стороны представитель Минфина подчеркнул, что "риск в том, что нормативы трудно сделать". "Стоимость оказываемых услуг очень сильно дифференцирована между бюджетными организациями", - отметил директор департамента бюджетной политики и методологии Минфина Алексей Лавров. Он добавил, что кроме этой проблемы, остро стоит вопрос имущественной реформы для учреждений.

ОПРЕДЕЛИТЬ И РАЗДЕЛИТЬ

"Сейчас все (имущество - ред.) находится в режиме оперативного управления, и у старых, и новых бюджетных учреждений, и автономных учреждений. Это промежуточный статус. С одной стороны - это государственная собственность, с другой стороны - она принята в пользование без четкого определения, на каких основаниях, почему, кто отвечает за ее сохранность. Поэтому мы вынуждены содержать все что передано бюджетным учреждениям в полном объеме", - сообщил он.

Соответственно, негосударственный сектор, который платит в полном объеме за свое имущество или за взятое в аренду, получает более высок3ую стоимость услуг по сравнению с бюджетными и автономными учреждениями. "Формально мы имеет заниженную себестоимость, а на самом деле мы это имущество в неявном виде вынуждены содержать", - сказал он.

Лавров отметил, что в результате имущественной реформы для автономных и бюджетных учреждений, будет сделан переход "на нормальные имущественные отношения". "Оно будет передано в аренду, пусть по нулевой ставке, или в безвозмездное пользование - этот вопрос сейчас обсуждается", - сказал он, добавив, что министерство ждет предложений.

ЕСТЬ ЛИ РАЗНИЦА?

Также эксперты высказывали мнение, что реальна и угроза сворачивания реформы. "Существует риск свертывание реформы... Произошло существенное снижение экономической свободы автономных учреждений, кроме того готовятся поправки в Гражданский кодекс, в которых в частности предусмотрено восстанавливающие субсидиарную ответственность автономных и бюджетных учреждений. Понятно, что этот аспект противоречит самому принципу реформы", - отметил Рудник.

Кроме того, аналитики ВШЭ отмечают и проблемы при отнесения учреждений к одному из типов, так, на их взгляд, нет существенной разницы между автономными и новыми бюджетными учреждениями.

Закон "О совершенствовании правового положения государственных (муниципальных) учреждений", вызывавший в 2010 году бурные дискуссии, вступил в силу 1 января 2011 года, однако переходный период для большинства госучреждений продлится до 1 июля 2012 года.

Казенными учреждениями станут преимущественно учреждения Минобороны и пенитенциарной системы. Для образовательных заведений, в основном, предполагается автономная и новая бюджетная формы, которые позволят, наряду с выполнением госзаказа, самостоятельно распоряжаться полученными вне бюджета средствами. Только в первом случае учреждение не сможет участвовать в госзакупках, а во втором - будет обязано иметь счет только в Федеральном казначействе.

Глава Минобрнауки Андрей Фурсенко неоднократно подчеркивал, что новые формы не приведут к платности образования. Законом гарантирован школьный минимум, который любой ребенок, как и сейчас, будет получать бесплатно.

Расходы консолидированного бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на социально-культурную сферу в 2010 году по подсчетам аналитиков составили 9,819 триллиона рублей, доля расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета РФ составила 56,8%.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала