БРЮССЕЛЬ, 16 сен - РИА Новости, Александр Шишло. Подавляющее большинство стран-членов Евросоюза (24 из 27) заявили о готовности направить своих представителей в состав наблюдательной миссии ЕС в Грузии, сообщил во вторник РИА Новости источник в Совете ЕС.
Отправку миссии одобрили на заседании в понедельник в Брюсселе главы МИД государств ЕС.
По словам собеседника агентства, Франция готова направить в Грузию 76 наблюдателей, Германия - 40, Италия и Польша - по 30, Швеция - 27, Испания и Чехия - по 10, Греция - восемь.
Как уже сообщалось, миссию, официальное название которой "Миссия наблюдения Евросоюза" в Грузии, возглавит назначенный министрами спецпредставителем ЕС по Грузии француз Пьер Морель, а ее штаб-квартира будет находиться в Тбилиси.
Развертывание миссии изначальным сроком на 12 месяцев обойдется ЕС в 31 миллион евро.
Как сообщил накануне министр иностранных дел председательствующей в ЕС Франции Бернар Кушнер, "наблюдатели будут размещены к 1 октября", а их численность будет, по меньшей мере, 200 человек, и, "без сомнения, больше".
Отдельно предстоит решить вопрос об экипировке наблюдателей, сказал глава МИД Франции. Ожидается, что они начнут работу в Грузии, а также в буферных зонах, прилегающих к Южной Осетии и Абхазии, 1 октября.
Ранее в понедельник верховный представитель ЕС по общей внешней политике и безопасности Хавьер Солана заявил о том, что Евросоюз готов разместить наблюдательную миссию в Южной Осетии и Абхазии, но это будет зависеть от развития ситуации в зоне конфликта в Грузии.
Как уже сообщалось, в состав миссии, задачей которой будет контроль за выполнением мирного "плана Медведева-Саркози", а также оказание содействия в обеспечении общественного порядка, возвращении беженцев и перемещенных лиц, войдут полицейские, военные, правовые и правозащитные эксперты.
По информации из дипломатических источников, часть персонала миссии будет вооружена. ЕС обязался направить около 200 наблюдателей в качестве гарантии ненападения Грузии на Южную Осетию и Абхазию. Такая договоренность была достигнута на переговорах президентов России и Франции. В свою очередь, Россия в течение десяти дней после прибытия наблюдателей обещала вывести свои войска из буферных зон.
Солана заявил ранее, что представители ЕС не обсуждали с российским руководством вопрос о том, в каких зонах могут быть развернуты миссии наблюдателей Евросоюза в Южной Осетии и Абхазии. Солана сказал, что наблюдатели от ЕС должны быть размещены на территории Южной Осетии и Абхазии. По словам верховного представителя ЕС, миссия ЕС в Грузии "должна быть развернута исходя из соображений о том, что она должна быть развернута везде".
Глава МИД РФ Сергей Лавров, со своей стороны, заявил, что дополнительные международные наблюдатели будут размещены вокруг Южной Осетии и Абхазии, а не в этих республиках. Лавров сказал, что на территории Абхазии и Южной Осетии продолжают работать наблюдатели ООН и ОБСЕ в том количестве, в котором они там пребывали до 7 августа этого года.
По словам российского министра, мандат наблюдателей ООН и ОБСЕ в Абхазии и Южной Осетии подлежит согласованию с Сухуми и Цхинвали.
Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии 26 августа. Жители этих республик обратились с просьбой о признании независимости после событий 8-12 августа, когда Грузия провела военную операцию в Южной Осетии. Тогда грузинские войска практически полностью разрушили столицу республики город Цхинвали и многие населенные пункты, убив, по данным югоосетинских властей, более полутора тысяч мирных жителей. В Тбилиси также планировали массированную агрессию в отношении Абхазии.
Россия ввела войска в Южную Осетию для защиты проживающих там российских граждан, а к берегам Абхазии подошли корабли Черноморского флота РФ для предотвращения агрессии и гибели мирного населения, в том числе россиян, отдыхавших в республике. Двенадцатого августа Россия заявила о завершении операции по принуждению Грузии к миру, а спустя десять дней объявила, что полностью закончила отвод войск.
В настоящее время в буферных зонах в Южной Осетии и Абхазии находятся российские миротворцы, размещение которых предусматривалось заключенными ранее договоренностями по урегулированию грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликтов и не противоречит подписанному Россией плану Медведева-Саркози.