Рейтинг@Mail.ru
Экипаж Ил-76 улетел, оставив самолет и оружие - РИА Новости, 12.02.2010
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Экипаж Ил-76 улетел, оставив самолет и оружие

© REUTERS / STRINGER/THAILANDСамолет с оружием задержан в Таиланде
Самолет с оружием задержан в Таиланде
Читать ria.ru в
Экипаж самолета Ил-76, который был задержан в аэропорту Бангкока с нелегальным грузом оружия из КНДР, в пятницу - ровно через два месяца после ареста в декабре 2009 года - смог покинуть Таиланд. Таким образом, злоключения экипажа самолета, груз которого стал причиной одного из самых громких за последнее время международных скандалов, закончились. Однако открытым остается вопрос об оружии, получателя которого установить пока не удалось.

БАНГКОК, 12 фев - РИА Новости, Евгений Беленький. Экипаж самолета Ил-76, который был задержан в аэропорту Бангкока с нелегальным грузом оружия из КНДР, в пятницу - ровно через два месяца после ареста в декабре 2009 года - смог покинуть Таиланд.

Экипаж состоит из четырех граждан Казахстана - Ильяса Исакова, Виктора Абдуллаева, Александра Зрыбнева, Виталия Шумкова и одного гражданина Белоруссии - Михаила Петухова. Все они вылетели в Алма-Ату регулярным рейсом авиакомпании Air Astana KC 932.

Таким образом, злоключения экипажа самолета, груз которого стал причиной одного из самых громких за последнее время международных скандалов, закончились. Однако открытым остается вопрос об оружии, получателя которого установить пока не удалось.

Волнения в финале

В четверг, 11 февраля, таиландская прокуратура огласила заключение по делу экипажа. В нем было сказано, что все обвинения с иностранцев сняты, и судебное уголовное дело в их отношении заводиться не будет. Через несколько часов после этого в Центральную бангкокскую тюрьму Клонг Прем было передано постановление суда об освобождении летчиков из-под стражи.

Однако уже вечером выяснилось, что заключение прокуратуры подписано не генеральным прокурором Таиланда, а начальником Седьмого отдела прокуратуры, который изучал дело. По словам адвоката экипажа Сомсака Сайтхонга, полицейское управление по борьбе с преступностью имело право обжаловать это заключение, если генеральный прокурор не подтвердит его личной подписью.

Несмотря на то, что сам генеральный прокурор Чуласинг Васантасинг заявил на пресс-конференции в здании прокуратуры, что "уголовное преследование экипажа - не в интересах Таиланда и мировой общественности", своей подписи на заключении он не поставил. Эта явная бюрократическая ошибка (документ не был вовремя подготовлен) могла стоить членам экипажа нескольких дней пребывания в иммиграционном Центре временного содержания - чуть более благоустроенной тюрьме, чем та, в которой экипаж провел два месяца со дня своего ареста.

По словам адвоката Сайтхонга, документ прокурора был оперативно подписан в пятницу благодаря упорству сотрудников посольства Казахстана и прибывшего из посольства в Ханое консула Белоруссии.

В управлении иммиграционной полиции Таиланда корреспонденту РИА Новости сообщили, что все формальности были улажены в небывало короткие сроки утром в пятницу, и около 14.00 по бангкокскому времени (10.00 мск) экипаж покинул иммиграционный центр в сопровождении полицейских и дипломатов. В аэропорту Суваннапхум члены экипажа сели на рейс авиакомпании Air Astana, вылетавший в 17.45 по местному времени (13.45 мск).

Задержание

Самолет, зарегистрированный в Грузии, приземлился в старом бангкокском аэропорту Дон Мыанг 11 декабря. Дон Мыанг, городской аэропорт и военно-воздушная база одновременно, выполнял роль основного международного аэропорта страны до 2006 года. Затем в эксплуатацию был сдан новый аэропорт Суваннапхум, расположенный в десяти километрах от городской черты. Дон Мыанг остался базой ВВС и аэропортом, который используется, как базовый, бюджетными авиалиниями, грузовыми и пассажирскими чартерными рейсами для технических посадок.

Во время посадки, которая была заявлена как плановая (на пути в Северную Корею ИЛ-76 также приземлялся в Бангкоке на дозаправку), у самолета неожиданно появились офицеры ВВС Таиланда, таможни и полиции, и предложили экипажу подготовить лайнер к досмотру.

По данным СМИ, которые ссылались на полицию, при досмотре на борту было найдено более 35 тонн вооружений, упакованных в опломбированные ящики с гражданской маркировкой. В ящиках обнаружились ручные гранатометы, портативные зенитно-ракетные комплексы устаревшей конструкции, взрывчатые вещества.

В своих заявлениях и интервью РИА Новости в декабре 2009 - феврале 2010 года члены экипажа утверждали, что как минимум 25 тонн груза составляли заявленные в авианакладной рейса буровые трубы, а оставшийся груз поступил на борт уже опломбированным. Летчики говорили, что не знали о военном характере груза в ящиках, пломбы не снимали и не проверяли их содержимое. Они заявляли, что если бы знали заранее о характере груза, то вообще не стали выполнять рейс.

В ночь на 12 декабря военные и таможенные власти предложили экипажу "отдохнуть", пока составляется таможенный протокол, а 12 декабря, когда члены экипажа возвратились на борт, они были арестованы.

Обвинения

Изначально полицейское Управление по борьбе с преступностью предъявило экипажу обвинения в незаконном хранении оружия и сообщении заведомо ложных сведений о характере груза официальным лицам Таиланда (в авианакладной содержимое опломбированных ящиков значилось как "механические части"). В течение декабря-января следствие набирало обороты, и появились еще несколько обвинений, в том числе - обвинение в попытке контрабанды оружия и незаконном хранении взрывчатых веществ в особо крупных размерах. Последнее из двух карается по таиландским законом суровее остальных: так как количество взрывчатки на одного человека приближалось к тонне, экипажу, по мнению полиции, могла грозить смертная казнь.

Однако прокуратура сразу отнеслась к заключениям следствия скептически. Непонятен был юридический статус экипажа, перевозившего нелегальный груз. Задержание самолета проводилось согласно санкциям ООН против Северной Кореи. Последняя резолюция Совбеза ООН по этому вопросу предполагает досмотр любого воздушного или морского судна в первом аэропорту прибытия (порту захода) после того, как судно покинуло территорию КНДР. Но об ответственности экипажа судна в документах ООН ничего не говорится.

"Каждая страна в такой ситуации руководствуется своими законами. Причем, наш случай - первое в мире задержание по новой резолюции Совбеза. Поэтому недоразумения были практически неизбежны. С точки зрения таиландского законодательства очень важно намерение совершить преступление. А у экипажа ИЛ-76 не было никакого намерения не только ввозить оружие в Таиланд, но и вообще перевозить его. Члены экипажа об оружии не знали. И уж совсем не выдерживает проверки на законность обвинение в преднамеренном сообщении ложных сведений. Не они сами заполняли авианакладные, они их получили вместе с грузом от отправителя этого груза", - сказал РИА Новости известный тайский адвокат, председатель Консультативного совета при министерстве юстиции Таиланда Накхон Чомпхучат. В день освобождения членов экипажа он по просьбе посольства Казахстана участвовал в оформлении документов на освобождение.

Два месяца в тайской тюрьме

Члены экипажа ИЛ-76 провели в тайской тюрьме два месяца. Они содержались там на общих основаниях, в стандартных условиях, предписанных нормами Департамента коррекции министерства юстиции Таиланда. Экипаж находился в камерах вместе с другими заключенными, по 30-35 человек в камере площадью чуть больше 30 квадратных метров, где на человека приходится один квадратный метр пола, а точнее - прямоугольник шириной 50 сантиметров и длиной 2 метра. Заключенные спят на полу - некоторые на циновках, другие - на матрацах. Матрацы членам экипажа приобрело посольство Казахстана.

Россияне, пробывшие какое-то время в тюрьмах Таиланда, говорят, что в тайской тюрьме каждый "сидит так, как его посещают". Тюремная пища слишком остра для европейцев, обычно они ее не едят. Однако всегда можно заказать еду "с воли" - не только из тюремного "клуба" с кухней, но и из города - пиццу или комплект из "Макдоналдса". Посылки можно передавать каждый день, как и деньги на безналичный счет заключенного.

Главный надзиратель в тайской тюрьме - это жара. В камерах есть потолочные вентиляторы, но нет кондиционеров. Заключенные находятся в камерах с 16.00 до 07.00, а все остальное время - в обширном тюремном дворе.

Самолет остался, но не навсегда

"Самолет сам по себе не является вещественным доказательством и не фигурирует в деле в этом качестве", - сказал РИА Новости адвокат Чомпхучат.

"Экипаж отправился на родину регулярным рейсом, однако потом кому-то придется приехать и забрать этот самолет. Его, скорее всего, возвратят владельцу. Так что я думаю, таинственный владелец этого грузинского самолета скоро объявится... А вот груз уже точно никуда не полетит. Правительство дождется решения ООН и поступит, скорее всего, так, как ему будет рекомендовано Совбезом", - добавил известный юрист.

Вмешательство великих держав и иностранных разведок

Двенадцатого декабря, в день, когда СМИ объявили о задержании самолета и аресте экипажа, несколько таиландских официальных лиц заявили журналистам, что задержание последовало за "сигналом" от спецслужб США, и даже что операция по задержанию самолета производилась таиландскими и американскими силовиками совместно. В тот же субботний вечер, около 21.30, посольство США в Бангкоке устами своего пресс-секретаря заявило, что информацию о задержании самолета "получило только сегодня вечером, и только от таиландских СМИ". Затем американская сторона вообще "замолчала": вплоть до вылета экипажа в Казахстан вечером в пятницу 12 февраля от США не поступило никаких заявлений по поводу причин задержания ИЛ-76 в Таиланде.

Через несколько дней после задержания самолета национальное информационное агентство Украины УНИАН разместило на своей новостной ленте авторскую статью, в которой утверждалось, что вся история с самолетом ИЛ-76 - это операция украинской разведки против торговцев оружием. По версии автора статьи, в день предполагаемого прилета самолета в киевском аэропорту Борисполь дежурил спецназ, чтобы произвести аресты немедленно по прибытии в аэропорт заказчиков груза. Автор писал, что таиландские спецслужбы "перехватили" самолет и сорвали операцию. У экспертов эта версия событий вызвала некоторые сомнения. Учитывая разницу во времени между Киевом и Бангкоком (6 часов) и полетное время от Бангкока через Шри Ланку и Ближний Восток в Киев с двумя посадками (такая информация содержалась в полетном плане), сообщение о задержании самолета должно было пройти по каналам сотрудничества спецслужб задолго до расчетного времени прибытия самолета в Борисполь. Учитывая вполне вероятный "американский след", такое сообщение должно было быть получено спецслужбами Украины еще до того, как по версии статьи в Борисполь прибыл спецназ.

Двумя днями позже центр общественных связей службы безопасности Украины (СБУ) созвал в Киеве пресс-конференцию, на которой было разъяснено, что СБУ действительно участвовала в операции, которую проводили спецслужбы иностранных государств, но участвовала исключительно во вспомогательной роли.

В тот же вечер президент Ющенко заявил, что Украина вообще непричастна к ситуации с самолетом, задержанным в Бангкоке.

Чье оружие?

Только один факт не вызывает сомнения: оружие на борту ИЛ-76 было из Северной Кореи. Вопрос о том, куда летел груз, остается до сих пор открытым. В авианакладной как порт назначения указан аэропорт Борисполь, Киев. Упоминается в документах и то, что после Киева часть груза должна была проследовать в аэропорт Мехрабад в Иране. По мнению экспертов, привлеченных к расследованию полицией Таиланда, оружие могло быть выгружено и во время промежуточной посадки в Объединенных Арабских Эмиратах. Там опломбированные ящики могли быть моментально перегружены на морское судно и отправлены в любом направлении, сказал РИА Новости один из экспертов.

На сегодня ясно одно: экипаж самолета наконец получил свободу, но эпопея ИЛ-76 с грузом северокорейского оружия пока далека от завершения.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала