Рейтинг@Mail.ru
Еврозона готовит свои банковские понятия - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Еврозона готовит свои банковские понятия

© РИА Новости / Владимир РодионовПоследний Парижский саммит лидеров 15 стран Еврозоны - это первое мероприятие такого рода со времени запуска евро в начале 90—х годов прошлого века
Последний Парижский саммит лидеров 15 стран Еврозоны - это первое мероприятие такого рода со времени запуска евро в начале 90—х годов прошлого века
Читать ria.ru в
Такого обилия чрезвычайных финансовых саммитов, как в октябре, мир давно не видывал: частота и размах – в полном соответствии с масштабом финансового кризиса. Все началось с чрезвычайной встречи Германии, Франции, Италии и Британии в Париже в первый уикенд октября...

Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.

Такого обилия чрезвычайных финансовых саммитов, как в октябре, мир давно не видывал: частота и размах – в полном соответствии с масштабом финансового кризиса. Все началось с чрезвычайной встречи Германии, Франции, Италии и Британии в Париже в первый уикенд октября, перевалило через чрезвычайный саммит 15 стран Еврозоны плюс Британия (Лондон не входит в зону евро) 12 октября, продолжится общим чрезвычайным саммитом Евросоюза 14-15 октября в Брюсселе, а затем чрезвычайным саммитом «большой восьмерки» в Японии 24-25 октября. И была еще чрезвычайная встреча «Группы 7» (министры финансов большой восьмерки за исключением России, которая, впрочем, на этой встрече – в лице Кудрина – тоже присутствовала) в Вашингтоне, годовое собрание акционеров МВФ и Всемирного банка. 

У бухгалтеров с министерскими портфелями, которые так долго не могли понять, что банки уже давно стали жить не по финансовым законам, а по понятиям, что дело идет к глобальному кризису и правительству пора бы вмешаться - трудные времена. Но кому сейчас легко…

Хуже всего, конечно, президенту Джорджу Бушу, которого почти отринули с мирового поля. О том, как это произошло, рассказал итальянский премьер Сильвио Берлускони. Буш, как известно, предлагал уже 14-го октября собрать в Вашингтоне чрезвычайный саммит «восьмерки». Если верить Сильвио, он был в целом согласен на дату и место. Но «Саркози сказал мне – давайте подождем и посмотрим, как пойдут дела и что нам еще нужно сделать». Фраза, брошенная французским президентом,  в переводе с дипломатического на нормальный язык,  обычно означает: «а вот этого нам совсем не нужно». Вместо Вашингтона «восьмерка» поедет теперь в Японию, которая срочно готовит саммит, предположительно в окрестностях токийского международного аэропорта Нарита: быстро прилетели, быстро обсудили и быстро разлетелись.

Еще несколько недель назад возможность того, что поиски урегулирования глобального кризиса будут проходить не совсем по инициативе США, была немыслима. Но этот кризис – особый. Его «сделали» в США и заразили им добрую половину мира. Европе явно не хотелось ехать в очаг эпидемии. По этому поводу и по поводу того, что «друг Джордж» еще не понял до конца, лучше всего выразилась лондонская Times: «Ошеломленные метаниями администрации из некомпетентности в некомпетентность при урегулировании кризиса, европейские политики осознали, что якобы блистательный министр финансов США Генри Полсон на самом деле – голый король. И вместо того, чтобы ждать от Америки лидерства, им необходимо взять ответственность за Европу на себя».

В общих чертах контуры этой ответственности лидеры Еврозоны и очертили на последнем парижском саммите. Между прочим, последний Парижский саммит лидеров 15 стран Еврозоны - это первое мероприятие такого рода со времени запуска евро в начале 90—х годов прошлого века. Само по себе это уже говорит о масштабах кризиса.

В некотором роде все согласованное напоминает инструкцию к конструктору «сделай сам» с «ящиком инструментов». Что, в общем, довольно разумно – как-никак проявления кризиса во всех странах в принципе одни и те же, различается лишь размах: от катастрофического в Британии (автор англо-американской модели банковского либерализма) до в целом умеренного в Испании. Поэтому любое государство вольно брать из предложенного набора «инструменты» по своему усмотрению.

Единственное, что требуется, соблюдать «инструкции по сборке». Их в наборе 13. Но основные весьма просты: государственные гарантии обеспечения банковской ликвидности, гарантии среднесрочных и межбанковских займов, предоставление финансовым институтам дополнительных ресурсов для капитализации и гарантирование рекапитализации вплоть до 31 декабря 2009 года.

Следуя этим общим правилам и используя единые инструменты, Европа вроде сможет спасти банковский сектор, «дать искру» застопорившимся рынкам. Это еще не создание некоего подобия общеевропейского единого финансового фонда спасения банков, к чему призывал Николя Саркози, но уже не «каждый спасается, как может», на чем настаивала Ангела Меркель. Пока Европа еще не определилась с суммами, которые каждое государство намерено влить в свой банковский сектор. Их вроде должны «подбить» окончательно к брюссельскому саммиту 14-15 октября. Ясно только, что суммы будут грандиозными и, вероятно, приблизятся и даже превзойдут американский «пакет» Полсона» в 700 млрд долларов. Одна лишь Германия, если верить имеющейся информации, может выделить на спасение банков до 400 млрд евро. Даже Португалия готовится «выдать» своим банкам 20 млрд евро.

Какими бы ни были суммы, уже сейчас ясно, что многие налогоплательщики в результате осуществления этих мер станут совладельцами многих частных банков Европы. Даже на Даунинг стрит, 10 слово «национализация банков» теперь не произносят сквозь зубы. В Лондоне, который последние несколько декад выступал мессией банковской либерализации, свобод и саморегулирования, хорошо понимают, что если планы спасения банков (выкупа их гнилых активов и накачки деньгами) не сработают или будут работать слишком медленно, то масштабной национализации не избежать. И не важно, под каким соусом она пройдет и с какой долей участия государства – в 50% или 20% капитала. Она пройдет. Здесь важно, что общая плата за «лекарство от алчности» выделяется из  государственного бюджета.

Меры спасения  внутри еврозоны теперь должны пройти испытания в парламентах стан-участниц: они настолько радикальны, что для их внедрения придется принимать множество поправок к существующим национальным и общеевропейским бюджетным и финансовым законодательствам. Но принимать придется. Ничего не поделаешь. Иначе будет еще хуже. Без государственных вливаний банки не будут давать взаймы клиентам и друг другу, экономика останется без денег, а без денег ей обеспечена катастрофа.

Тут можно было бы сколько угодно рассуждать о моральной стороне дела, о том до чего доводит жадность и алчность, институционализированные в системные банковские понятия. Можно было бы, если бы, по большому счету, суть всего дела не сводилась к примитивному объяснению: банки уже давно жили не по экономическим или финансовым законам, а по понятиям. Там, где у нас расположены не еврозоны, а совершенно простые зоны, сказали бы, что рано или поздно в такой системе настает время «разборок».

Европейцы теперь, похоже, входят в развод с англо-американской банковской системой. А уж что касается США, то они теперь навряд ли вернут себе утраченную финансовую репутацию. При осуществлении основных положений европейского плана не менее важно вернуть доверие к банкам и фондовым рынкам. Возродить доверие общественности к капитализму через массированное вмешательство государства - парадокс. Но классики марксизма-ленинизма были бы очень довольны. Их теории «рыночной стихии» и  загнивающего капитализма еще никогда не получали такого сильного подтверждения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала